eponim2008 (eponim2008) wrote,
eponim2008
eponim2008

Categories:

Чем прославился Владимир Шухов? Часть 3. Роман со сталью.

В конце 19-го века сталь уверенно становилась конструкционным материалом, необычайно прочным и по-своему красивым. Производство стали во всем мире увеличивалось, она становилась все дешевле. Сталь перестала быть экзотическим строительным материалом. Стальные мосты уверенно заменяли деревянные, каменные и чугунные. Они оказались не только прочнее прежних, не только дешевле, но легче и даже воздушнее.

В начале 19890-х годов у инженера Шухова начался «роман со сталью». Фирма под руководством Александра Бари взялась за проектирование железнодорожных мостов. Преимущества инжиниринговой фирмы были налицо. Главный инженер В. Г. Шухов разработал несколько стандартных проектов, которые другие инженеры быстро приспосабливали к любым конкретным условиям. В результате за последующие 10 лет компания Александра Бари построила 417 железнодорожных мостов. Дешевых, легких и красивых!

А что еще красивого можно было сделать из прочной стали?

Тогда же, в начале 1890-х годов, Шухов начал проектировать стеклянные перекрытия над помещениями торгового и транспортного назначения. Первым проектом такого рода было верхнее остекление торговых галерей в новом здании Верхних торговых рядов в Москве на Красной площади. Сейчас это здание ГУМа.

Верхние торговые ряды имели (да и сейчас имеют) три продольных пассажа шириной около 14 метров и длиной почти в 250 метров. Пассажи были перекрыты сверху дугообразными стальными застекленными конструкциями. Внутри стало сухо, светло и празднично. Праздничной паутинкой выглядела снизу и ажурная крыша, несмотря на то, что она выдерживала и осенние дожди, и зимние обильные снегопады. Все это увидели все, кто приходил в Верхние торговые ряды после открытия в 1893 году. Да и в наше время стеклянное перекрытие ГУМа раз увидев, не забудешь.

Другая известная застекленная кровля, спроектированная инженером Шуховым – дебаркадер Брянского вокзала в Москве (этот вокзал сейчас называется Киевским). Сюда приходят и отсюда отправляются дальние пассажирские поезда. Пространство над платформами перекрыто огромными остекленными параболическими арками. Арочное покрытие имеет в длину 320 метров и в высоту 28 метров. Ширина пролета – 48 метров. Под крышей дебаркадера находятся 4 пути для отправляющихся и пребывающих поездов. Изящество и строгость дебаркадера соответствовали изящной строгости всего здания вокзала, построенного в стиле неоклассицизма. В настоящее время дебаркадер Киевского вокзала существенно перестроен. От шуховского проекта там мало что осталось.

Но главную славу инженеру Шухову принесли изобретенные им новые строительные конструкции: сетчатые оболочки и гиперболоидные конструкции. Эти конструкции составлялись из стальных балок. Сетчатые оболочки могли иметь весьма прихотливую форму, хотя составляющие эти оболочки балки были прямыми стальными рельсами. То же касалось и гиперболоидных конструкций. Они имели весьма необычную и изящную форму, хотя состояли из прямых стальных двутавровых балок. Никакого насилия над материалом – чистая геометрия.  А самое главное – несущие напряжения в сетчатых оболочках распределялись по всем составляющим элементам. Не было углов, где бы эти напряжения резко возрастали, подвергая опасности разрушения всю конструкцию.

Следует сказать, что В. Г. Шухов был первым инженером в мире, начавшим применять сетчатые оболочки. Вслед за ним на эти функциональные и эстетические конструкции обратили внимание и другие конструкторы, например, американец Бакминстер Фуллер, научившийся возводить из прямых балок футуристические купола.

На Всероссийской выставке, которая состоялась в 1896 году в Нижнем Новгороде, компания Бари построила восемь объемных выставочных павильонов. Четыре павильона имели цилиндрические крыши, как в Верхних торговых рядах, в четырех других для перекрытия использовались сетчатые оболочки. Среди пряничных павильонов выставки, выполненных в псевдорусском стиле, легкие и высокие сооружения из прочной стали выглядели настоящими инопланетянами. Хотя такого слова в русском языке тогда еще не завелось.

А рядом с ними высилась первая гиперболоидная башня Шухова. Ее высота была 27 метров. Прикиньте, это высота 9-этажного дома. Башня казалась легкой, без труда взлетающей в высоту. Металлические балки, ее образовывающие, казались тонкими и хрупкими. Между тем, это была водонапорная башня, снабжавшая водой всю выставку. На вершину стройной красавицы был водружен тяжелый бак с водой, вес которого превышал 115 тонн. Казалось невероятным, что эта ажурная конструкция не «складывается» под такой нагрузкой. Еще более невероятным казалось, что эта башня была построена очень быстро, и что на ее сооружении трудилась небольшая бригада рабочих! Если бы такую башню складывали из кирпича, строительство потребовало бы нескольких лет, и выглядела бы такая вышка неказисто.

Красота гиперболоидной башни Шухова была оценена сразу же. После закрытия выставки ее выкупил Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834 — 1913), известный русский фабрикант и меценат. Башню разобрали, перевезли в имение Нечаева-Мальцова Полибино (это в нынешней Липецкой области), где снова собрали. Легкость перемещения такой большой конструкции впечатляла. К тому же на фоне родового дворца 18-го века посланец века 20-го смотрелся очень эффектно. И, может быть, благодаря перемещению в провинцию, первая в мире гиперболоидная башня пережила все пертурбации новейшей истории страны, и дожила до нашего времени.

Кстати, Ю. С. Нечаев-Мальцов финансировал строительство Музея изящных искусств в Москве (это теперь музей имени А. С. Пушкина). Будучи уже знакомым с творчеством В. Г. Шухова, он заказал ему проект прозрачного перекрытия над строящимся музеем.

После нижегородской выставки компания Бари получила десятки заказов на строительство гиперболоидных башен по всей Российской империи. Большинство из этих башен сохранились в той или иной степени до наших дней, а вот сама империя не устояла. Видать, ее конструкция оказалась неудачной.


Статья опубликована на сайте Школа жизни

Статья опубликована на сайте Школа жизниПолезные ссылки:

  1. Аджигольский маяк на Черном море

  2. Шухов. Человек, который строил Российскую империю

  3. Шухов в Москве

  4. Применение Шуховских конструкций по всему миру

Tags: В.Г.Шухов, Россия, приоритеты, советская жизнь, эпоним
Subscribe

Posts from This Journal “В.Г.Шухов” Tag

promo eponim2008 september 21, 2020 12:37 3
Buy for 10 tokens
Женщинам дозволено кокетство. Скрывать свой возраст у прелестных дам стало общепринятой причудой. Даже если и скрывать особенно нечего. Потому я в начале моего рассказа тоже пококетничаю немного и своего возраста сразу не назову. Скажу только, что нахожусь я на том отрезке женской жизни,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments