eponim2008 (eponim2008) wrote,
eponim2008
eponim2008

Categories:

Как большевики расплатились с папой Римским? - Белорусский святой Андрей Бобола

Статуя А.Боболы в ВаршавеЛетом 1921 года в России, уже советской, разразился голод.  Многозначительно вздыхать и говорить: "Вот до чего довели большевики!" в этом случае не следовало бы.

До революции Россия была  крупнейшим экспортером хлеба. Несмотря на это,  ее и тогда с удивительным постоянством посещал голод. Неурожаи случались раз в 6-7 лет.  Беда одна не ходила. За первым голодным годом сразу же следовал второй.  Правительство боролось с бедствием единственным возможным тогда способом. В голодающие районы направлялись зерно и продовольствие из государственных запасов. Кстати, одним из резонов строительства железных дорог в России было  стремление обеспечить быструю доставку продовольственной помощи в губернии, страдающие от недорода.

Голод 1921 года, таким образом, был "рядовым" для России, если такое слово применимо для стихийного бедствия. Но на этот раз он вызвал большую озабоченность у мирового сообщества. В первую очередь потому, что было очевидно: советское правительство не сможет помочь населению своей страны. Не было у него запасов продовольствия, которым можно было бы прокормить голодных.

Во вторых, у руководителей европейских стран уже имелся некоторый опыт общения с правительством Советской России. Было ясно, что те разделили народ на "чистых" и "нечистых" по классовому принципу. И в соответствии с этим священным для них принципом станут спасать одних за счет других методом реквизиций и массовых расстрелов. Россию было жалко, страну надо было спасать, хотя бросать спасательный круг большевикам не хотелось.

К тому же советское правительство в то время мало с какими странами имело дипломатические отношения. Поэтому в Европе и в Америке за дело помощи голодающим в России взялись в первую очередь общественные организации. Мандат Лиги Наций на это получил норвежский полярный путешественник Фритьоф Нансен. В США с той же целью создали APA (Американская Администрация Помощи — American Relief Administration).

Между тем, как это и предполагалось, в Советской России началось изъятие имущества православной церкви. Цель грабежа была "святая" - мобилизовать средства для помощи голодающим.

И тогда за Русскую православную церковь заступился Ватикан. Римский папа предложил советскому правительству выкупить реквизированные церковные ценности. Предложение было очень соблазнительным, но его не приняли. Большевики резонно решили: “передача православных церковных предметов католикам вызовет бурю в России”.  Новой гражданской войны не хотелось.

Все же Ватикан оказал помощь голодающей России. И с римским папой за это  "расплатились". В мае 1924 года посланникам понтифика в Москве были переданы мощи католического мученика Андрея Боболы.

Откуда они взялись в Москве? Из белорусского города Полоцка, который в результате польско-советской войны 1920 года стал частью советской Белоруссии.  Летом 1922 года в католическом соборе Полоцка представители советской власти вскрыли гробницу Андрея Боболы и извлекли оттуда мощи, почитавшиеся, как нетленные. Несмотря на протесты католиков Петрограда, Украины и Белоруссии, мощи вывезли в Москву, чтобы выставить в музее Наркомата здравоохранения. Мол, пусть посмотрят люди на то, как их обманывают церковники.

Мощи Андрея Боболы были переданы Ватикану с условием: не возвращать их в Польшу.  Однако, в 1938 году Римский папа Пий
XI канонизировал Андрея Боболу и останки святого перевезли в Варшаву.

Кто же такой
Андрей Бобола (Andrzej Bobola) (1591 – 1657)? Монах-иезуит, с 1622 года он был священником в Вильнюсе и в ряде других городов восточной части Речи Посполитой. В 1635 году стал странствующим проповедником. То есть, совершил поступок безумный, как на это не посмотри. К чему, прожив 41 год - возраст для 17-го века весьма почтенный - бросить все и отправиться бродить по болотам и пескам Полесья и Волыни?

В этих краях жизнь никогда не была сытой. А в те времена
она стала просто ужасной. Шла не прекращающаяся война с Россией, дальний отзвук Тридцатилетней войны (1618—1648). Эта первая всеевропейская война перемалывала население европейских стран интенсивнее всякой чумы. На восточную границу Речи Посполитой не прекращались налеты запорожских казаков. А поскольку здесь жили вперемежку поляки, белорусы, евреи, католики, униаты и православные, любой такой набег превращался в жестокий грабеж и в резню, прикрытую знаменем борьбы за "истинную" веру.

Именно тогда в здешних городках появился особая архитектура культовых сооружений, костелы-крепости и синагоги-крепости. Это были высокие здания, с толстыми, не менее метра, каменными стенами и крепкими дверьми. В случае набега казаков все католическое или же еврейское население местечка укрывалось внутри и ожидало подхода войск короля, или,  чаще всего, местного магната.

Постоянный страх за жизнь свою и своих близких делал полуголодное существование в лесах и болотах Полесья совсем невыносимым. Потеряв надежду и веру люди превращались в диких и жестоких животных. Наверное, немолодой и вполне благополучный священник
оттого и "ушел в народ", что невыносимо было ему увидеть эту потерю людьми образа Божьего. И оттого еще, что он чувствовал в себе способность утешать и наставлять. Сейчас бы такое свойство назвали харизмой. Тогда же А.Боболу прозвали "душехватом", поскольку за ним числилось более тысячи обращенных.

Подобный подвиг в те страшные времена не был исключением. По тем же дорогам Полесья и Волыни, которые мерял своими шагами Андрей Бобола, ходили и еврейские раввины-цадики (святые). Они покидали центр еврейской учености, относительно безопасную Вильну, и шли по селам и местечкам, чтобы ободрить и утешить своих несчастных соплеменников. И зачастую вместе с ними принять мученическую смерть. Мученическую и неминуемую, потому что от веры отцов ради спасения жизни отказывались очень немногие евреи. А казаки Хмельницкого пощады не знали. В ту войну, от которой нас отделяет триста пятьдесят лет,  было уничтожено в процентном отношении больше евреев, чем в годы войны Второй мировой.

Понятно, что иезуит Андрей Бобола ненавидел евреев. Но сейчас он оказался с ними в одной лодке. Потому что и с католическими священниками, а с иезуитами особенно, казаки расправлялись не менее жестоко. В 1652 году князь Радзивилл дал приют и защиту бежавшим от уничтожения пастырям в принадлежащем ему городе Пинске. Поселился здесь и Бобола. Но он  продолжал ходить по окрестным городкам, селам и деревням, врачуя души единоверцев.

16 мая 1657 года А.Боболу схватили казаки  и казнили в городке Янов. Мучители вдоволь потешились над шестидесятишестилетним стариком. Его жгли огнем, резали, выбили глаза и вырвали язык. Наконец, обезглавили и бросили тело в навозную кучу.

Иезуиты похоронили тело А.Боболы в Пинском соборе. В 1730 году во время перезахоронения была установлена нетленность останков, что считалось признаком святости. Тело мученника было перенесено в Полоцк, где его поместили в стеклянный саркофаг в местном католическом соборе. В 1853 году  римский папа Пий IX канонизировал А.Боболу, объявив его блаженным. А святым, как уже было сказано, он был объявлен в 1938 году.

С 16 мая 2002 года А.Бобола - святой покровитель Польши. Своим небесным патроном, а также символом единения славян разных конфессий считают Андрея Боболу католики Белоруссии.

Статья опубликована на сайте Школа жизни


Я - автор ШколыЖизни.ру

Полезные ссылки:

1. Для тех, кто читает по-польски. В моей библиотеке биография А.Боболы на польском языке, изданная в 1938 году в связи с возвращением в Польшу останков святого.
2. Биография А.Боболы на российском католическом сайте
3. Биография А.Боболы на белорусском языке

Tags: А.Бобола, святые, школа жизни
Subscribe

promo eponim2008 september 21, 12:37 3
Buy for 10 tokens
Женщинам дозволено кокетство. Скрывать свой возраст у прелестных дам стало общепринятой причудой. Даже если и скрывать особенно нечего. Потому я в начале моего рассказа тоже пококетничаю немного и своего возраста сразу не назову. Скажу только, что нахожусь я на том отрезке женской жизни,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments