eponim2008 (eponim2008) wrote,
eponim2008
eponim2008

Category:

Венецианская гондола. Романтична или практична?

Венеция – великолепный город. Даже с блестящим Парижем не сравнимый. Потому что в Париже нет Лагуны. Не найти там такого водного пространства. А значит, и гондол там тоже нет.

Гондола – она типичная дочь Венецианской лагуны.  Проворная, стройная лодка чёрного цвета, скользит по каналам, пробирается между зданиями, ныряет по мосты. Прокатиться на гондоле – удовольствие дороговатое, но множество туристов заглатывает этот блестящий крючок: хочется немного почувствовать себя венецианцем.

Певучее слово «гондола», возможно, происходит от итальянского слова «dondolare» (раскачиваться), а возможно от греческого названия коротких лодок, «kondura». Строго говоря, ударение следует ставить на первый слог слова, но в этом случае оно бы плохо рифмовалось. Вот своевольные поэты, дабы воспеть Венецию, и сместили ударение на один слог к концу.

В 1920-е годы слово «гондола» стало также и техническим термином. На аэропланах так называли место установки двигателя, которое затем закрывалось металлическим обтекателем, а у стратостатов – герметичную кабину для экипажа.

Гондола – лодка традиционная. Как всякий предмет, изготовление которого связано с традицией, венецианские лодки изготавливаются неспешно. Гондолу собирают из 280 деревянных деталей, которые изготавливают из 8 различных пород дерева. Раньше одну лодку делали за год, теперь – за несколько месяцев. Поэтому стоимость гондолы высока – около 40 тысяч евро.

Гондола – это асимметричная лодка длиной около 11 метров, левая сторона у которой шире, чем правая. Асимметрия упрощает управление лодкой, а управляется она с помощью всего лишь одного длинного весла. Весло вставляется в фигурную уключину, форма которой также освящена традицией и которая называется фóркола (fórcola). Форкола для гондолы, как ключ для автомобиля. В конце дня гондольер ставит свою лодку на прикол, вытаскивает форколу из соответствующего отверстия в корпусе гондолы и забирает с собой.

Гондола – лодка достаточно длинная, однако она имеет плоское дно и у неё нет киля. Это делает её чрезвычайно вёрткой при плавании по нешироким городским каналам. В воду погружена только небольшая часть корпуса, а нос и корма приподняты над водой. Поэтому гондола может легко маневрировать, едва ли не разворачиваясь на месте. При этом гондольер должен мастерски держать равновесие, чтобы не свалиться с кормы в воду. При движении по узким венецианским каналам, когда нельзя увидеть за поворотом встречную лодку, гондольер обозначает своё присутствие характерным криком «оэ!», и крик этот тоже стал одним из признаков Венеции, необычного города на воде.

У деревянной гондолы только две большие металлические части – это железное покрытие кормы и носа. Главное назначение этих металлических деталей – защита от ударов. Корму защищает fero di poppa. (Теперь строгие бабушки могут объяснить хулиганистым внучатам происхождение не совсем красивого русского слова: poppa по-итальянски – это корма)
И если на железную обивку кормы мало кто обращает внимание, то железное украшение носа венецианской гондолы, fero da próva, у всех на виду. Не заметить такую красоту невозможно. Характерная «зубастая» форма носа гондолы, шесть зубьев, обращённые вперёд – это шесть больших островов-районов Венеции (которые потому и называются «сестиери»). Один зуб носа гондолы обращён назад. Это символ большого острова Джудекка, защищающего город с юга.  Верхушка наконечника, как считается, копирует форму шляпы венецианского дожа, а дугообразный выступ на нём – мост Риальто. Таким образом весь нос гондолы – это символ Большого канала. Если приглядеться, между большими зубцами, которые отображают районирование Венеции, можно увидеть три маленьких фигурных зубца. Это символы островов Мурано, Бурано и Торчелло, которые находятся в Лагуне, но на некотором отдалении от центральной части города. Добраться на эти острова на гондоле-плоскодонке затруднительно, почти невозможно. Такое отдаление, в том числе, и транспортное, исторически способствовало изоляции островов, где венецианское правительство селило «секретных специалистов», в первую очередь, стеклодувов и зеркальщиков. Затеряться в кварталах Венеции представлялось возможным, на островах же каждый человек был под присмотром.

Как уже было сказано, гондола – лодка традиционная. А поэтому кажется, что она неизменной пришла к нам из глубины веков. Это, конечно, не так. Форма городских лодок в Венеции изменялась с течением времени. На картинах, изображающих венецианскую жизнь в 15 – 16 веках, можно увидеть совсем другие суда. Они были более короткими, более широкими, а главное, не асимметричными. Плоские нос и корма не поднимались над водой так высоко, как теперь. Никакого украшения на носу не было, только строго функциональная обивка железным листом. Уключины (форколы) тоже были очень простыми. В общем, лодка была как лодка. Этому баркасу ещё предстояло получить высокое имя венецианской гондолы.

В 17-м веке гондолы стали всё чаще использоваться для представительских поездок. Тогда-то их вид начал приближаться к нынешнему, каноническому. Длина лодки увеличилась, железные носы взметнулись вверх и стали более украшением, чем функциональной деталью. Корма и нос поднимаются над поверхностью воды, становятся наклонными. Красиво? Красиво! Но не удобно. Поэтому на корме появляется отдельная плоская площадка для гондольера – упор-то ему нужен. Форкола тоже забыла свое простое уключное происхождение и стала изогнутой и, можно сказать, ветвистой. Но здесь всё-таки большую роль играла функциональность. Такая форма улучшала управление лодкой, гондола могла теперь проходить по самым узким городским каналам. Длина гондолы окончательно установилась: 11 метров.

Свой благородный чёрный цвет гондолы приобрели в 17-м веке после нескольких указов Венецианского Сената, направленных на борьбу с излишней пышностью убранства. Обычные городские лодки начали золотить и обивать дорогими тканями! Стыд и позор! Скромность, господа, спасёт наш город, только скромность!

Оказалось, что градоначальники ошибались. В 18-м веке экономическое значение Венеции падало, зато всё гуще становился романтический флёр вокруг города. Сюда приезжали уже не зарабатывать деньги, а тратить их. Соответственно, гондолы становятся романтическим городским транспортом. И вновь появляются весёленькие украшения, золочение, бархатные сидения и тенты, делающие поездку более интимной и комфортной. Гондольеры также приобретают романтический вид. Сила рук и знание городской географии по-прежнему в цене, но входит в моду красивый голос и умение исполнять местные сладкие венецианские песни, da batèlo. Именно тогда гондолы становятся асимметричными: гондольер как бы отделялся от пассажиров. Кучер ушёл на свой облучок.

Венеция создана, как необычный город на воде, Венеция создана, чтобы любоваться ею с воды. Поэтому гондола стала одним из неотъемлемых символов Венеции. Попробуйте представить этот город без гондол. Правда, чего-то важного не хватает?



Статья опубликована на сайте Школа жизни

Статья опубликована на сайте Школа жизниПолезные ссылки:

  1. Венецианская гондола

  2. Что такое гондола?

  3. Венецианская гондола в деталях. Первоисточник:

  4. Гондола-гондола

  5. История гондолы (ит.)

Tags: Венеция, Италия, корабли, флот, школа жизни
Subscribe

Posts from This Journal “Венеция” Tag

Buy for 20 tokens
По поводу моего вчерашнего поста "Я разорён", каюсь, был не прав, однако получил очень полезный фитбек. Об этом подробно... (фото: Яндекс Картинки, кадр из к/ф Во все тяжкие) Возможно было глупо использовать стандартную подачу информации, а именно "кликбейт", когда пишу…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments