eponim2008 (eponim2008) wrote,
eponim2008
eponim2008

Categories:

Каким должно быть образование в будущем?

sugata-mitra 01Как известно, учебники всегда описывают позавчерашний день. А как быть с днем сегодняшним?  Странный вопрос для человека, знающего, что в Интернете можно отыскать ответ на любой вопрос.

Но чтобы получить ответ на вопрос, его нужно умело задать. И, вероятно, в наше время это – самое главное, чему следует учиться.

Раньше система образования была направлена на то, чтобы дать молодому человеку определенный объем знаний. Этого объема знаний хватало надолго, многим на всю жизнь.

Но сейчас объем информации в мире многократно возрос. Запихнуть всю эту информацию в свою несчастную голову нет никакой возможности. Да и потребности такой нет, потому что современная информация очень быстро изменяется. А вот потребность быстро сориентироваться в море информации, отыскать правильные ориентиры и смело поплыть в нужную сторону, остались и стали цениться очень дорого.

Индийский ученый Сугата Митра (Sugata Mitra), известен своими исследованиями в области квантовой органической химии и компьютерных сетей. В последние годы он занимается проблемами образования, которые очень существенны для такой огромной страны, как Индия, где проживает большое количество бедного и безграмотного населения. При этом уже давно стало ясно, что прежняя система образования (очень хорошая система, построенная еще во времена Британской империи) дает сбои именно из-за того, что в стране не хватает учителей и особенно их не хватает там, где они более всего нужны, в самых бедных и запущенных районах страны.

Сугата Митра задался вопросом: а, может быть, и не понадобится так много учителей, если призвать на помощь Интернет? Он обнаружил, что дети, если перед ними поставить задачу и заинтересовать достижением результата, очень быстро обучаются работе с компьютерами, хорошо выучивают английский язык и начинают без труда получать информацию из Интернета.

В 1999 году Сугата Митра поставил первый эксперимент в области детского образования, который он назвал «Дырка в стене» («Hole in the Wall»). В одном из трущобных районов Дели в стене здания был размещен стенд с компьютером, экраном, мышкой и клавиатурой. Местные дети могли свободно пользоваться этим устройством. Детям никто ничего не объяснял. Учитель отстутствовал.

Оказалось, что вне зависимости от того, кто они и где они проживают, дети могут играючи обучиться работе с компьютером и Интернетом даже без знания английского языка. Существенным моментом здесь являлось общение внутри группы. В результате этого общения дети обучали друг друга. Они быстро освоили необходимый для работы в Интернете английский язык и, самое главное, научились задавать вопросы поисковым системам и делать на основе ответов поисковиков правильные выводы.

Многие из этих ребятишек из трущоб улучшили свой английский язык благодаря нехитрой игре. Они получили компьютер с бесплатной программой, входящей в операционную систему Windows, которая преобразовывала произносимую речь в печатный текст. Дети рассказывали о чем-то компьютеру, а он выдавал на экран какую-то абракадабру. «Он нас не понимает!» –  возмутились дети. Ответ Митры был прост. «Я оставляю вам компьютер на два месяца. Сделайте так, чтобы он вас понимал» – «Но как?» – «Не знаю!»

Через два месяца дети разговаривали почти на идеальном английском. И  этому они научились самостоятельно. Многие из них потом получили работу в центре технического обслуживания, где весь день надо говорить на хорошем английском языке с клиентами изо всех стран мира.

Эксперименты Сугаты Митры показали, что если у ребенка возникает интерес, то обязательно начинается обучение. Обучение по мнению Митры происходит в коллективе таких же заинтересованных ребят. Обучение в коллективе – это самоорганизующаяся система. Как всякая самоорганизующаяся система она ведет себя непредсказуемо, а результат во многом случаен.

Вот тут-то и выяснилась роль учителя в новом процессе обучения. Процесс-то новый, но учитель, как и прежде, оказался важен и необходим. Однако роль учителей серьезно изменилась. Они не должны были стоять перед классом, вещая истины, которые требовалось выучить наизусть, а находились, как бы в стороне, контролируя совместную работу группы и ставя очередные задачи.

Кстати, одна из немаловажных задач учителей состояла в том, чтобы хвалить учеников. Хвалить каждого за его вклад в общее дело, процесс обучения. При этом учитель мог находиться совсем в другом месте, очень далеко от своих подопечных. Митра организовал из английских пенсионерок отряд так называемых «облачных бабушек». У бабушек вообще большой опыт ласкового общения с детьми. Именно благодаря своей ласке и терпению они – самые ненавязчивые учителя будущего поколения. А английские бабушки к тому же – ужасно активные. Сугата Митра легко набрал из них 200 помощниц. За два года с помощью скайпа они провели 600 часов уроков с группами индийских ребят. И были достигнуты потрясающие результаты. Детишки из глухой и бедной индийской провинции сдавали тесты с небывало высоким результатом, который обеспечивал им поступление в хорошие университеты и дальнейшее продвижение в жизни.


Статья опубликована на сайте Школа жизни
Статья опубликована на сайте Школа жизниПолезные ссылки:

  1. Сугата Митра строит "облачную школу". Транскрипт речи на семинаре TED 2013

  2. Сугата Митра: Дайте ребенку компьютер и он за полчаса разберется в теории относительности


Tags: С.Митра, компьютеры, обучение, школа жизни
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Из жизни гондонов

    Сент-Гондон. Церковь святого Гондона Слово « кондом», по всей видимости, произошло от фамилии врача, полковника Кондома,…

  • Мои твиты

    Ср, 13:09: Когда сядет Ю. Дудь? Делайте свои ставки, господа! Если вам больше нечего делать. https://t.co/Ncwfy6w8Nk Чт, 09:04: RT @…

  • Мои твиты

    Вт, 20:20: Владимир Владимирович, там за Дерипаской пришли! Что делать будем? https://t.co/vwcxvhKcNb Ср, 08:42: Спиной вперёд... А что…

promo eponim2008 september 21, 2020 12:37 3
Buy for 10 tokens
Женщинам дозволено кокетство. Скрывать свой возраст у прелестных дам стало общепринятой причудой. Даже если и скрывать особенно нечего. Потому я в начале моего рассказа тоже пококетничаю немного и своего возраста сразу не назову. Скажу только, что нахожусь я на том отрезке женской жизни,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment