eponim2008 (eponim2008) wrote,
eponim2008
eponim2008

Category:

Благодаря кому в России началась «сладкая жизнь»? - Алексей Алексеевич Бобринский

Графа Алексея Алексеевича Бобринского (1800 - 1868) среди великих людей России не поминают, хотя следовало бы. Пожалуй, только специалисты-историки скажут, что был он внуком Екатерины II. Род Бобринских начался с внебрачного сына Екатерины II и графа Григория Орлова. Пикантная деталь - муж Екатерины, император Петр III, был еще жив. Мальчик родился 11 апреля 1762 года. Его назвали Алексеем по имени дяди и крестного отца, графа Алексея Орлова. А фамилия? Фамилию новорожденному дали по названию имения Бобрики в Тульской губернии, куда младенца отправили сразу же после рождения. В 1781 году Алексей Григорьевич Бобринский был возведен во дворянство.

Но матушку-государыню (да и просто матушку) Алексей Бобринский расстроил. Отправившись в путешествие по Европе, он без особой пользы растратил немалые деньги, подаренные императрицей - более 70 тысяч рублей. Посему попал в опалу и был сослан в город Ревель (нынче это Таллинн). Ссылка оказалась полезной. В январе 1796 года Алексей Бобринский женился на дочери коменданта Ревеля, баронессе Унгерн-Штернберг. В том же 1796 году своим сводным братом, Павлом I, он был возведен в графское достоинство. Так что Алексей Алексеевич, о котором идет речь в данной статье, был графом Бобринским только во втором поколении.

Родился он во дворце Бобринских в Петербурге на Галерной улице, месте известном, одном из средоточий светской и культурной жизни столицы. После смерти отца поселился вместе с матерью в Тульском имении, в тех самых Бобриках. Рачительная матушка приводила в порядок тульские поместья. Хозяйство было немалое - 12 тысяч крепостных и 40 тысяч десятин земли. Графиня Бобринская добилась своего. Имение стало образцовым и начало приносить доход.

Образование у юного графа Бобринского было хорошее. Жизнь также двигалась по пути накатанному. Военное училище, гусарский лейб-гвардии полк, потом перевод в кавалергардский, тоже расквартированный в Петербурге, полк. В 21 год граф счастливо женился на красавице графине Софье Александровне Самойловой. Она была фрейлиной императрицы. Мужчин покоряла и красота ее, и образованность, и живой ум. Поэт князь П.А.Вяземский в своих воспоминаниях о графе Бобринском называет ее женщиной редкой любезности и спокойной, неотразимой, очаровательности. Софья Александровна не была бедной невестой. Дальняя родственница князя Потемкина, она получила в приданое город Смелу с окрестностями. Сейчас этот город находится в Черкасской области, а тогда относился к Киевской губернии.

В 1827 году граф Алексей Бобринский выходит в отставку и переселяется из Петербурга в свое тульское имение Богородицк. Здесь он всерьез заинтересовался производством сахара. Эта отрасль в те годы была настоящим хайтеком. При должной организации она сулила большие доходы.

Первоначально сахар получали сгущением сиропа сахарного тростника. В 18-м веке сахарный тростник выращивали главным образом в Америке. Сахар был колониальным продуктом, и стоил потому довольно дорого. А когда Наполеон начал войну с Великобританией, поставки этого заморского продукта во Францию резко сократились. Тут-то и пригодилось открытие немецкого ученого Андреаса Марграфа (Andreas Marggraf; 1709 — 1782), обнаружившего, что в свекле содержится сахара не меньше, чем в сахарном тростнике. Наполеон организовал во Франции производство сахара из сахарной свеклы.

К 1828 году технология производства сахара была хорошо разработана - только внедряй. Бобринский построил в Тульской губернии несколько сахарных заводов, которые уже через два года производили до 25 тысяч пудов рафинада. Сахар производства А.А.Бобринского продавался в обеих столицах. В 1833 году сахарные заводы графа Бобринского стали поставщиками императорского двора. Но главное, цены на сахар в России опустились настолько, что он стал повседневным продуктом питания. В России началась «сахарная жизнь»

И как бы мимоходом Алексей Алексеевич совершил важное открытие. На его сахарных заводах в качестве топлива использовали дрова. Когда цена на дрова поднялась, граф начал на своих землях изыскание более дешевого топлива, торфа. В результате поисков был найден не только торф, но еще бурый и даже каменный уголь. Если бы не инициатива Бобринского, трудно сказать, когда бы начали разведку залежей угля в Тульской губернии. А так все годы советской власти производственное объединение «Тулауголь» успешно давало стране угля. Мелкого, правда, зато много.

В Тульская губерния - не лучшее место для сахарной промышленности. Сахарная свекла здесь не вызревала. Поэтому, А.А.Бобринский вскоре решил перебазировать заводы на юг, в Смелу, город, который граф получил за женой в качестве приданного. Всё оборудование тульских заводов перевезли на волах и на конях в Киевскую губернию. Обновленный завод заработал в 1838 году. Кстати, работает он до сих пор!

В первую очередь, благодаря усилиям графа А.А.Бобринского Украина стала главным производителем сахара в Российской империи. Одним словом, Алексей Алексеевич оказался талантливым и удачливым организатором. Не иначе, как бабушкины гены сработали! Природа нисколько не отдыхает на потомках великих людей. Таланты предков передаются потомкам. и преломляются в будущей жизни самым неожиданным образом. Как говорит одна моя знакомая, «ген пальцем не размажешь».

Приятель Бобринского, Петр Вяземский вспоминает, что графу была интересна всякая новая мысль, всякое новое открытие или учение, а также его стремление овладеть новой, незнакомой областью деятельности.

Жажда кипучей деятельности, по всей вероятности, тоже унаследованная от бабушки-императрицы, привела к тому, что граф Бобринский оказался среди зачинателей еще одного славного дела, двинувшего вперед развитие России. С его именем связано начало железнодорожного строительства в России.

Инициатором этого предприятия выступил в начале 1835 года профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер (Franz Anton Ritter von Gerstner) (1796 — 1840). В Европе Герстнер был известен не только как ученый-математик, но и как концессионер первой на континенте железной дороги, построенной в Австрии 1827—1833 годах. Николай I дал ему разрешение в качестве пилотного проекта в России построить рельсовый путь от Петербурга до Царского села, и далее до Павловска.

Граф Алексей Бобринский не только был очарован идеей Герстнера, но и включился в команду строителей. По его предложению была создана акционерная компания, в которой Бобринский владел акциями на 250 тысяч рублей. Деловой авторитет А.А.Бобринского сыграл свою роль, и всего за неделю акционерная компания собрала капитал в 3.5 миллиона рублей. Алексей Бобринский непосредственно руководил строительством и стал первым директором Царскосельской дороги.

Железнодорожный транспорт был насущно необходим для такой огромной и по большей части равнинной страны, как Россия. Пример строительства первой железной дороги показал выгоды этого предприятия. Однако, стоимость такого строительства была колоссальной. Собрать такую массу денег можно было только тем путем, который выявила практическая деятельность графа Бобринского, а именно, путем создания акционерных обществ. Благодаря этому по всей европейской части империи началось бурное железнодорожное строительство. Бобринский воспользовался своим немалым влиянием, и сделал город Смелу региональной железнодорожной столицей. В черте города была построена узловая станция, получившая название Бобринская. В советское время, время всеобщих переименований, переименовали и станцию. Называется она сейчас малость неуклюже: станция имени Тараса Шевченко.

Поскольку деятельность графа Бобринского способствовала промышленному развитию в первую очередь Киевской губернии, не удивительно, что после смерти графа памятник его трудам и заботам был воздвигнут в Киеве 6 февраля 1872 года. Существенно, что это был первый киевский памятник, увековечивавший не память царя или военного деятеля, а память предпринимателя. Что подтверждала и надпись на пьедестале: «Полезной деятельности Алексея Алексеевича Бобринского». Граф был изображен в шинели, наброшенной на римскую тогу. Правая нога статуи опиралась на железнодорожный рельс. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые барельефы с изображением сельскохозяйственных орудий и оборудованием сахарного производства.

Памятник был поставлен на правильном месте, на горке, там где Бибиковский бульвар пересекался с Безаковской улицей, ведшей к железнодорожному вокзалу. Скульптура и повернута была правильно, к видимому отсюда зданию вокзала. А куда же еще смотреть одному из первых железнодорожников России?

Бибиковский бульвар нынче называется бульваром Шевченко, а на месте памятника царскому графу в 1954 году поставили памятник красному герою Николаю Щорсу. Про этот памятник любой краевед расскажет, по крайней мере, две забавные истории. Во-первых, что его скульптору в качестве натурщика позировал студент университета Кучма, который стал потом президентом независимой Украины. А во-вторых, памятник этот то и дело самостийно переименовывают в памятник создателю организации украинских националистов Евгению Коновальцу, делая надпись белилами на гранитном постаменте.

Главный же оксюморон заключается в том, что памятник Щорсу сейчас стоит на пересечении бульвара с улицей Симона Петлюры (так после нескольких переименований называется сегодня бывшая Безаковская улица). Как известно, именно войска Щорса изгнали петлюровцев не только из Киева, но и со всей территории Украины.


Статья опубликована на сайте Школа жизни

Статья опубликована на сайте Школа жизниПолезные ссылки:

  1. А.А.Бобринский в Википедии

  2. Алексей Бобринский - трудящийся граф (укр.)

  3. Сколько памятнику стоять

  4. Памятник Н.Щорсу на том месте, где был памятник Бобринскому

  5. Роза "Граф Бобринский" - подробная биография рода Бобринских

  6. Поучительная история нефтяного и цементного дела в России.

  7. О строительстве первой в России железной дороги

  8. И еще о том же

  9. Портрет А. А. Бобринского работы Рокотова

Tags: А.Бобринский, А.Орлов, Россия, железные дороги, школа жизни
Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 19:29: RT @ afonja20142: Саид Моллаи, бывший иранский дзюдоист, ныне представляющий Монголию, посвящает свою серебряную медаль в финале…

  • Мои твиты

    Вт, 07:47: Почему дама – с камелиями? https://t.co/7qmzPryze4 Вт, 07:52: В Кольчугине не кольчуги делают https://t.co/3JjS2nxfQm…

  • Мои твиты

    Вс, 20:49: RT @ watermelonONK: Все-таки предсказали! Местное издание в городке Мэнсфилд (штат Огайо) 18 апреля 1963 года рассказало своим…

promo eponim2008 september 21, 12:37 3
Buy for 10 tokens
Женщинам дозволено кокетство. Скрывать свой возраст у прелестных дам стало общепринятой причудой. Даже если и скрывать особенно нечего. Потому я в начале моего рассказа тоже пококетничаю немного и своего возраста сразу не назову. Скажу только, что нахожусь я на том отрезке женской жизни,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments