eponim2008 (eponim2008) wrote,
eponim2008
eponim2008

Category:

Кто такой Павел Сухой? Что интересного можно узнать об истории боевых самолетов?

Сейчас сплошь да рядом можно увидеть в Интернете веселую картинку: батюшка машет метелочкой, брызгает святой водичкой на новейший самолет. Благословляет, значит. А чуть пониже, в сопровождающей статье, автор, заикаясь от благолепия, проводит нехитрую мысль: без веры не будет никакого полета.

С удовольствием представляю, куда бы послал этого автора Николай Егорович Жуковский, основатель научной аэродинамики. А более молодые и потому менее сдержанные ученики Н.Е.Жуковского, тот же А.Н.Туполев, пожалуй, гонялись бы по всей Москве с грязной метлой за автором дурацкой этой фразы. Чтобы отметелить как следует и внушить одну очевидную мысль: самолеты создаются не верой, а точным расчетом. Потому и летают.

Павел Осипович Сухой, наверное, по Москве за дураком-автором не бегал бы. Хотя бы потому что не привык громко выражать свои чувства. Что, в общем-то, характерно для белорусов. Тихие они люди, вежливые и спокойные. Даже в советское время это свойство обитателей Гродно, Витебска или Могилева было очевидно всякому, приезжавшему в те края. И переезд в столицу, как правило, не добавлял белорусам наглости или спеси.

Павел Осипович Сухой (1895 — 1975) родился в Белоруссии, в нынешней Витебской области. Его отец был сельским учителем. Вскоре после рождения сына семья Сухих переехала в Гомель. В Гомеле же Павел закончил в 1914 году местную гимназию с серебряной медалью.

Самым сильным впечатлением его отрочества, определившим направление дальнейшей жизни, было впечатление от полетов на аэроплане одного из первых российских летчиков, Сергей Уточкин. Уточкин со своим аэропланом ездил по различным городам Российской империи. Демонстрационные полеты С.Уточкина привели в авиацию целую когорту конструкторов и летчиков. В их числе, кроме П.О.Сухого, были В.Я.Климов и С.В.Ильюшин из Москвы, А.А.Микулин и И.И.Сикорский из Киева, П.Н.Нестеров из Тбилиси, Н.Н.Поликарпов из Орла, С.П.Королев из Нежина.

В 1915 году Павел Сухой стал студентом Императорского Высшее технического училища в Москве (ныне МГТУ им. Н.Э.Баумана), окончил которое он только через 10 лет. Время обучения удлинила Первая мировая война, революция и Гражданская война. С 1925 года П.О.Сухой работал в конструкторском бюро А. Н. Туполева, а затем на заводе 156. В это время под руководством А.Н.Туполева началось производство советских цельнометаллических самолетов. Под общим руководством А.Н.Туполева П.О.Сухой создал истребители И-4 и И-14. Он также – создатель знаменитых самолётов-бомбардировщиков. На одном из таких самолетов, АНТ-25, экипаж В.Чкалова совершил полет через Северный полюс. Самолет АНТ-37бис «Родина», которым управлял женский экипаж (Гризодубова, Осипенко, Раскова) совершил беспосадочный перелет на Дальний Восток. Во время Отечественной войны эти дальние бомбардировщики были известны под именами ДБ-1 и ДБ-2. Боевой многоцелевой самолет Су-2, созданный П.О.Сухим применялся в первые годы Великой Отечественной войны, как ближний бомбардировщик, а в конце войны – как корректировщик артиллерийского огня.

П.О.Сухой постепенно «выруливал» на «свою собственную» дорогу. В 1939 – 1940 годах он был главным конструктором на авиационном заводе в Харькове. А с 1940 по 1949 – главный конструктор собственного КБ, которое базировалось на разных заводах в Москве и в Подмосковье. С 1953 года КБ П.О.Сухого полностью отпочковалось от КБ А.Н.Туполева.

П.О.Сухой стал одним из первых авиаконструкторов, создававших советскую реактивную авиацию. Реактивные боевые машины под именем «Су» защищали небо страны. Истребитель Су-7 вдвое превысил скорость звука. Истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, реактивные истребители-бомбардировщики Су-7Б, которые могли базироваться на грунтовых аэродромах истребитель-бомбардировщик Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла были созданы в 1950-х – 1960-х годах. Эти боевые самолеты отражают путь советской авиации к стратосферным высотам и к высоким скоростям. В 1970-х – 1980-х годах стали известны фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25 и истребитель Су-27. Истребитель Су-27 считается одним из лучших боевых самолетов 20-го века. В общей сложности под руководством П.О.Сухого было разработано и «выпущено в небо» более 50 новых самолётов.

Павел Осипович не числился академиком «авиационных наук», но все, и коллеги, и другие авиаконструкторы отмечали его высочайшую техническую грамотность и стремление к новаторству. КБ П.О.Сухого первым, еще в 1972 году, начало сотрудничать с ВЦ АН СССР в области создания системы автоматизированного проектирования самолетов и авиационной техники. Всего за несколько лет первая очередь такой системы была разработана и внедрена в конструкторском бюро и на заводах.

В настоящее время НПО «Сухой» – ведущий российский авиационный холдинг, разрабатывающий не только военные, но и гражданские самолеты.
Опубликовано на сайте Топавтор
topauthor
Полезные ссылки:

  1. Как делали Су-27

Tags: П.Сухой, самолеты, советская жизнь, топавтор
Subscribe

promo eponim2008 september 21, 12:37 3
Buy for 10 tokens
Женщинам дозволено кокетство. Скрывать свой возраст у прелестных дам стало общепринятой причудой. Даже если и скрывать особенно нечего. Потому я в начале моего рассказа тоже пококетничаю немного и своего возраста сразу не назову. Скажу только, что нахожусь я на том отрезке женской жизни,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments