eponim2008 (eponim2008) wrote,
eponim2008
eponim2008

Category:

Почему корабль кубинской революции называется «Гранма»?


В 1960-е годы советские люди вдруг полюбили Кубу. Песню пели: «Куба – любовь моя!», и сами же этой песне верили.

Любовь – штука тонкая. Тем более пылкая она, чем меньше о предмете любви знаешь. Про Кубу же не знали ничего, кроме того, что был там у власти бородатый, молодой и обаятельный в своей молодости и бородатости Фидель Кастро. Потому и любили Кубу. Остров, так сказать, зари багровой.

Потом, конечно, советских людей понемногу стали просвещать. На Кубу потянулись деятели искусства, журналисты и фотографы. Разглядывая фотографии, черно-белые и цветные, советские мужчины вдруг открыли, что негритянки – симпатичные. Они весело и непринужденно носили груди большого размера и габаритные попы. Вероятно, из-за этой природной веселости и непринужденности все их прелести смотрелись, в самом деле, прелестно, а не отталкивающе, как на знакомых дамах. Ну, в общем, стоит еще раз повторить: чем меньше знаешь, тем сильнее любишь.

В полном соответствии с этим же принципом, советские женщины полюбили Фиделя Кастро, про которого тоже не много знали. Этот ладный паренек с партизанской бородой острым профилем и сияющими глазами женщинам – что скрывать – нравился. Особенно славно смотрелся «Федя» на фоне Никиты, тогдашнего хозяина советской страны. Фиделя, конечно, в разговорах между собой переименовали в Федю. А вот многих мальчиков, родившихся в ту пору, называли Фиделями. Такое ненормальное поколение тогда появилось: мальчики – Фидели, а девочки – Лолиты. В честь Лолиты Торрес. О Набокове и сексуальном вожделении героя его романа, девчонке Долорес, тогда в Союзе знали еще меньше, чем о Кубе.

Но все проходит, а молодость проходит быстрее всего. Строительство социализма на Кубе пробуксовывало. Свободолюбивые кубинцы, оказывается, работали еще хуже, чем рабочие компрессорного завода имени Бабаясина или колхозники пригородного хозяйства «Путь к коммунизму». И то сказать – с чего им, мулатам и мулаткам, живущим у тёплых вод и песчаных берегов, убиваться? Труд, конечно, сделал из обезьяны человека, но не для того же, чтобы превращать его в лошадь.

Фидель же Кастро, потерял с молодостью и значительную часть своей очаровательности. Борода его, конечно, кудрявилась, но дед становился уже не торт. Многие советские люди вдруг стали предъявлять ему серьёзные претензии, что сахар нонче не такой сладкий, каким давеча был. Бо стали его делать не из сахарной украинской свеклы, а из кубинского тростника. Который – всем известно – совсем не сладкий, одно только название, что сахарный. Хотя, честно говоря, это не верно. А вот то, что сладость сахара с уходом юности уменьшается – это настоящий факт. Ничего не поделаешь, преумножающий знания умножает скорбь.

А знания об острове Свободы преумножались. Вот, к примеру, газета кубинских коммунистов (аналог советской «Правды») называлась «Гранма». Ни в одном, даже самом большом, испанском словаре такого слова не значилось. Что же получается, газета есть, а слова нет?

«Гранмой» называлась яхта, на которой Фидель Кастро с отрядом соратников переплыл в 1956 году Мексиканский залив и 2 декабря высадился на Кубе, чтобы с свергнуть диктатора Батисту.

Ничто не предвещало успеха этой авантюры. На очень скромную по размерам яхту, которая могла принять 12 человек, загрузились 82. Как потом сказал Фидель Кастро, она скорее тонула, чем плыла.

Но всё же плыла! Яхта двигалась со скоростью 7 узлов, и путешествие от мексиканского до кубинского берега заняло 3 дня. Легко сказать, «путешествие» – оно оказалось истинным мучением. Почти все пассажиры были «сухопутными крысами», и от качки они лежали влёжку, страдая от морской болезни. Врач экспедиции, Эрнесто Че Гевара, лекарство от морской болезни не захватил.

К тому же на судне открылась течь. Чтобы не утонуть, выбросили за борт всё что можно. По двое, сменяясь, работали помпой, откачивая воду, помогали вёдрами, пока… Пока кто-то не обнаружил причину протечки: забыли задраить гальюн. На подходе к берегу, ночью, рулевой, единственный грамотный моряк на корабле, пытался забраться повыше, чтобы разглядеть маяк, и в результате свалился в воду. Еле спасли…

Предполагалось, что революционный отряд доберётся до берегов Кубы 30 ноября. Поэтому в этот день в окрестных городах было организовано восстание. Восставшие думали отвлечь внимание правительственных войск от высадки вооружённых товарищей, и надеялись, что «революционные матросы» затем придут к ним на помощь. Но подкрепление с моря не пришло, восставших разогнали и расстреляли.

Самих же «десантников», высадившихся на берег только 2 декабря, правительственные войска почти сразу обнаружили и перебили 5 декабря в первом же бою. В живых осталось 17 человек, которые отступили в горы Сьерра-Маэстра, где с Божьей помощью начали партизанить.

Божья помощь оказалась весьма действенной, потому что спустя три года, а именно, 1 января 1959 года, повстанцы во главе с Фиделем Кастро вошли в Гавану и захватили власть. Свергнутый диктатор Фульхенсио Батиста бежал в США. Очень своеобразный новогодний подарочек он получил!

Революция победила, и начала воздвигать свою легенду. Посудина, на которой герои приплыли на Остров свободы, оставалась там, где её оставили, три года назад, на болотистом побережье. Никто на неё не позарился. Яхту перевезли в Гаванскую бухту, починили, покрасили и превратили в памятник. Хранителем этого памятника назначили Норберто Колладо Абреу, который в том самом, легендарном, рейсе был рулевым, то есть в кораблях разбирался. В 1976 году вокруг «Гранмы» возвели стеклянный павильон. И стала «Гранма» на Кубе таким же символом революции, как крейсер «Аврора» в СССР.

Мало общего между Россией и Кубой. Поэтому не удивительно, что революции в России и революция на «Острове свобод» были совершенно различны. Столь же сильно различались жизни и судьбы священных кораблей этих революций.

Корабль кубинской революции, как уже говорилось, был совсем не боевым кораблём. Когда много лет спустя, 82 кубинских пионера решили поиграть в реконструкторов и набились на славную яхту, им пришлось стоять, тесно прижавшись друг к другу! Как в 1956 году там разместилось то же количество совсем не субтильных мужчин, понять невозможно. Впрочем, когда Фидель Кастро отбирал добровольцев, он выбирал среди желающих тех, кто был полегче.

Но, как это ни покажется странным, в юности «Гранма» состояла на военной службе. Будущая яхта в начале 1940-х годов была спущена на воду в Бруклине на заводе «Wheeler Shipbuilding» в качестве катера, который выполнял на американском флоте роль тренировочной мишени для бомбардировщиков.

Это была весёлая игра. Лётчики сбрасывали на вёрткий катер учебные бомбы. Капитан плавучей мишени (он же рулевой) должен был маневрировать, стремясь уклониться от удара. Бомбы были не настоящие, наполненные водой, так что взорваться они не могли. Чтобы не снести случайным попаданием рубку на катере, её защищали сверху броневым листом. А дальше – тяжело в учении, легко в бою – бомбардировщики охотились за катером, отрабатывая навыки бомбометания.

В начале 1950-х годов катера списали отремонтировали на заводе Huckins, переделав на моторные яхты, и продали в Мексику.

Своё славное имя яхта получила уже в Мексике. Называлась она «Grandma», то есть, бабушка. Слово английское, ясно, почему оно отсутствовало в словарях испанского языка.

«Бабушка» и юный Фидель встретились в мексиканском городе Тукспане. Встретились, можно сказать, мимоходом. Яхта была пришвартована к берегу. Кастро проезжал на машине мимо.

Молодому человеку «Бабушка» понравилась, хотя была яхта в довольно неприглядном виде. Однажды она затонула, ее подняли и наспех отремонтировали. Но зато и стоила она не дорого. Вернее сказать, ничего не стоила. Хозяин продавал дом в Тускпане, а яхту отдавал в придачу.

Деньги у Фиделя были. 50 тысяч долларов он получил от бывшего президента Кубы Карлоса Прио Сокарраса, свергнутого в своё время Батистой. Поэтому бывший президент с радостью профинансировал попытку свержения президента нынешнего. И довольно много денег на революцию дала симпатичному Фиделю любовница-американка, возрастом гораздо старше его, которую он про себя называл «бабушкой». А тут, на тебе, еще одна «Бабушка»! Как не очароваться, как не поверить в перст судьбы?

Дом купили за 15 тысяч долларов, за яхту обещали доплатить со временем, но так ничего и не заплатили. На самом корабле пришлось перестилать палубу, заменить оба двигателя, мачту, поставить баки для воды и для топлива. В доме организовали штаб и мастерскую для ремонта. Самое смешное, когда революционеры уплыли на родину, дом стоял себе заброшенный долгие годы, и только относительно недавно там организовали скромный музей кубинской революции.

На самой же Кубе имя «Гранмы» было так же популярно, как имя «Авроры». Не знаю, называли ли в честь славной «бабушки» кинотеатры и конфеты, но, как уже говорилось, центральная газета страны называется именно «Гранма». А еще восточная провинция Орьенте, где в 1956 году яхта повстанцев пристала к кубинскому берегу, тоже была переименована и называется теперь провинцией Гранма. Имя «Гранмы» носит и провинциальный университет, находящийся в столице провинции, городе Баямо. Имя «Бабушки» живёт и побеждает!

Яхте «Гранма» обеспечена долгая (не будем говорить, что вечная) жизнь. Большинство юных пламенных революционеров, в декабре 1956 года доверивших «Бабушке» свою жизнь и судьбу, уже мертвы. Сам Фидель Кастро тоже покинул этот мир 25 ноября 2016 года. Что характерно, состарившийся команданте умер в тот день, когда началось главное событие в его жизни, в день отплытия «Гранмы» от берегов Мексики в Кубу. В тот же день, но с разницей в 60 лет!




Статья опубликована на сайте Школа жизни

Статья опубликована на сайте Школа жизниПолезные ссылки:

  1. "Гранма" в Википедии

  2. Как американцы проиграли Кубу

  3. Бабушка кубинской революции

  4. Внучка "Авроры", бабушка кубинской революции

  5. Александр Майсурян: внучка «Авроры», бабушка кубинской революции

  6. Сайт, посвященый Фиделю Кастро

  7. «Гранма» – яхта, изменившая историю (англ.).

  8. Бабушка кубинской революции

  9. Мексиканский Туспан. Откуда пошла кубинская революция.

  10. 7 женщин, которых любил команданте Кастро.

  11. Максим Макарычев. Фидель Кастро (ЖЗЛ). – М.: Молодая гвардия, 2008

  12. Фидель Кастро и «Гранма». Как победить в революции

  13. Революция дилетантов

  14. Виват история (16+) 2019-08-18. Подкаст передачи «Фидель Кастро. Личность кубинского лидера»

Tags: Куба, Ф.Кастро, к дате, школа жизни
Subscribe

Posts from This Journal “школа жизни” Tag

  • Как города входят в историю? Ливермор

    Как известно, первые американские атомные бомбы разрабатывались в лаборатории, которая находилась в городке Лос-Алáмос в штате Нью-Мексико.…

  • Что такое маскот?

    В начале эпохи автомобилизма в моду вошли украшения, которые называли маскотами от французского слова «mascotte», что означает…

  • Кто такие тунеядцы?

    Когда-то я жил в Москве, и жил я в Москве на улице со странным названием Красный Казанец. Странность названия продолжалась до тех пор, пока я, вслед…

promo eponim2008 september 21, 12:37 3
Buy for 10 tokens
Женщинам дозволено кокетство. Скрывать свой возраст у прелестных дам стало общепринятой причудой. Даже если и скрывать особенно нечего. Потому я в начале моего рассказа тоже пококетничаю немного и своего возраста сразу не назову. Скажу только, что нахожусь я на том отрезке женской жизни,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments