eponim2008 (eponim2008) wrote,
eponim2008
eponim2008

Categories:

Где в Милане припасть к источнику высокого искусства? В пинакотеке Брера


Лев Николаевич Толстой Наполеона не любил. Считал его человеком пустым и славы великого полководца не заслужившего. О чем и написал в своём великом (и объёмном тоже) романе про войну и мир.

В отличие от русского графа, в Италии Бонапарта почитают, как освободителя и первого страны объединителя. Потому и воспоминания об итальянском походе Наполеона здесь окрашены в праздничные тона. Ни улицы, названные именем Наполеона, ни памятники в его честь по этой причине не удивляют.

Впрочем, памятник императору во внутреннем дворике миланской художественной галереи «Брера» удивляет. И даже, как часто пишут в Интернете, доставляет. Ибо в лучших традициях классицизма Наполеон изображен в виде победоносного римского божества Марса, повесившего свой грозный лук на ближайший мощный сук в знак наступившего мира. Как и подобает античному божеству, миротворящий Марс-Наполеон высок, пропорционально сложен и обнажен. Что не может не вызывать улыбку у всякого, кто тут же представляет себе, как бы невысокий и пузатенький император выглядел без панталон в действительности.

Что поделаешь, если постмодернисты мы, перекормленные с детства, социалистическим реализмом? Хотя по сути своей упомянутый художественный стиль занимался тем же самым, что и классицизм двухвековой давности: прославлением начальства в доступной тому форме. Но художественные вкусы нашего поколения все же испорчены безвозвратно!



И вообще поколение наше отличается своеобразным взглядом на жизнь. Например, мы до сих пор относимся к поездке в чужие края, словно к паломничеству. И, подобно средневековым паломниками по святым местам, считаем должным, посетив какое-нибудь достопримечательное место, приложиться к высокохудожественным мощам в местном музее. Москва без Третьяковки, Санкт-Петербург без Эрмитажа – деньги на ветер. Как пиво без водки.

Взгляд, конечно, хоть и варварский, но верный. После бесконечного кружения по шумным городским улицам и торжищам приятно отдохнуть в тиши и прохладе, не без удовольствия глядя на картины какого-нибудь Тициана, Рубенса или – того лучше – Александра Дейнеки. Рядом с этой сокровищницей мысли, — думаешь вслед за великим мыслителем Васисуалием Лоханкиным — делаешься чище, как-то духовно растешь.

Впрочем, довольно ёрничать. Миланская пинакотека «Брера» достойна множества похвал.

Во-первых, пинакотека Брера – это известная в мире и первоклассная картинная галерея. Причем в Италии, где богатейших собраний картин и статуй не счесть. Пинакотека находится в изящном дворце, построенном в стиле барокко, где также размещается еще несколько учреждений: Академия художеств, Ломбардский институт науки и литературы, библиотека, обсерватория и ботанический сад. Сам дворец называется Palazzo di Brera, и находится он на улице с тем же названием, улица Брера, via Brera. Улица Брера – продолжение улицы Дж. Верди, которая начинается от площади, где расположен театр Ла Скала.

Сейчас здесь – центр города, но в Средние века это место находилось уже за крепостными стенами Милана. И были здесь травы по пояс. Предполагается, что название «Брера» происходит от древнегерманского слова «braida», «луг». Вероятно, с тех стародавних времен остались названия двух улочек, окаймляющих дворец Брера, «Улица светлых цветов» и «Улица темных цветов». Поэтично, не правда ли?

В 12-м веке среди лугов построили монастырь. Потом на месте монастыря построили коллегию (школу) ордена иезуитов. В конце 18-го века здесь обосновалась академия изящных искусств. Пинакотека возникла первоначально, как кабинет наглядных пособий по этим самым искусствам. Для расширения количества «учебных пособий» деньги находились, и картины, фрески и статуи закупались, главным образом, в церквах и монастырях. Приход в Италию Наполеона и здесь оставил добрую память. Церковь была отделена от государства, а главное, от государственных субсидий. Святым отцам пришлось самим заботиться о существовании и пропитании. Таким образом, в начале 19-го века на рынок попали многие художественные сокровища. Среди них – даже фрески с монастырских и церковных стен, которые продавали вместе со стенами!

Со временем количество перешло в качество. В 1883 году пинакотека отделилась от Академии художеств и стала публичной картинной галереей. Сейчас в залах музея выставлено более 400 произведений искусства. Не много, но и не мало.

Относительная компактность галереи – второе достоинство пинакотеки Брера. В отличие от Лувра, Эрмитажа и Третьяковки, посещение этого музея не становится для интеллигентного человека наказанием. Не надо спешить, пытаясь за ограниченное время объять необъятное.

В-третьих, немаловажно, что для всех картин хватает места на стенах, а для зрителей предусмотрено достаточно места для того, чтобы со вкусом их рассматривать. Есть и просторные диванчики, и раскладные стульчики. Так что перед понравившейся картиной можно надолго «зависнуть» и рассматривать ее вдоволь. Пояснительные надписи у каждой картины на итальянском и на английском языках, что тоже немаловажно.

Ну, и, наконец, в-четвертых. В «Бреру» стоит ходить с детьми. Миланская пинакотека просто предназначена для этого. У каждой картины – пояснения для детей и вопросы для них же. Иной раз, совсем не простые вопросы.

Вот, к примеру, огромная икона «Мадонна с младенцем во славе» работы Джованни Джироламо Савольдо (Giovanni Girolamo Savoldo; 1480–1548). Художнику этому – считают искусствоведы – немного не повезло. При всем своем недюжинном мастерстве он не слишком известен. Работа эта, действительно, икона, то есть она написана масляными красками на деревянных досках. Более того, она считается самой большой иконой в мире.

Вопрос для детей, размещенный рядом с этой картиной, связан как раз с ее размером. В годы войны Милан серьезно бомбили. Картину надо было укрыть в хранилище, но из-за больших габаритов, ее невозможно было вынести из зала. «Как бы вы поступили в этом случае?» – вопрос для детей, на который они отвечают довольно быстро и правильно. В отличие от своих родителей.



Статья опубликована на сайте Школа жизни

Статья опубликована на сайте Школа жизниПолезные ссылки:

  1. Сайт  пинакотеки Брера

  2. Виртуальный тур по пинакотеке

  3. Джироламо Савольдо, художник, которому не повезло

  4. Рассказ о картине на английском языке



Tags: Италия, Милан, живопись, школа жизни
Subscribe

Posts from This Journal “Милан” Tag

promo eponim2008 september 21, 2020 12:37 3
Buy for 10 tokens
Женщинам дозволено кокетство. Скрывать свой возраст у прелестных дам стало общепринятой причудой. Даже если и скрывать особенно нечего. Потому я в начале моего рассказа тоже пококетничаю немного и своего возраста сразу не назову. Скажу только, что нахожусь я на том отрезке женской жизни,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments