eponim2008 (eponim2008) wrote,
eponim2008
eponim2008

Categories:

Может ли читать незрячий? Луи Брайль и его азбука

Бóльшую часть информации человек воспринимает благодаря зрению. Поэтому потеря зрения – огромное несчастье.  Другие чувства при этом обостряются, но полностью компенсировать утерянное невозможно. Жизнь во тьме ужасна. А кроме того, слепой человек отрезан от главного источника информации. Ведь он не может читать.

Нет, это не так. Есть специальные книги, напечатанные особенным рельефно-точечным шрифтом. Его читают слепые, ощупывая пальцами знаки и складывая из них слова. Читают быстро, с той же скоростью, что и зрячие. В память об изобретателе этот шрифт называют шрифтом Брайля.

Луи Брайль (Louis Braille;1809-1852гг.) был младшим сыном в семье шорника в небольшом французском городке Кувре..

В трехлетнем возрасте маленький Луи играл в мастерской отца и повредил себе глаз. Раненный глаз воспалился, инфекция перешла на здоровый глаз, и мальчик ослеп. Казалось бы, теперь его ожидало печальное будущее.

Отец все же постарался сделать все возможное, чтобы сын избежал жалкого нищенского существования. Луи научили алфавиту. С помощью специально вырезанных отверстий в дощечках он буквально ощупывал буквы. Точно так же, с помощью картонного транспаранта с  прорезями для направления карандаша, мальчик научился писать. Как и все дети его городка, Луи в семь лет пошел в общеобразовательную школу и очень скоро, воспринимая информацию только на слух, он стал первым учеником.

В десятилетнем возрасте Луи Брайля отдали в государственный институт для слепых детей, который находился в Париже.

Свои способности молодой человек проявил и там. Среди прочего, в институте Луи Брайль получил специальность, которая подкармливала его всю будущую жизнь. Имея способности к музыке, паренек освоил пианино и орган. Слепой органист нашел себе работу в парижских церквях. А в 1828 году, по окончании учебы, Луи Брайля оставили при институте в должности младшего учителя. Теперь можно было сказать, что нищета и голод ему не грозят.

Главным недостатком обучения в институте в то время было обучение с голоса. Всю теорию учащиеся слушали и должны были запоминать. Правда, книги в институте были, но было их немного. Напечатаны они были выпуклыми буквами. Такой способ печати литературы для слепых  разработал один из первых педагогов для слабовидящих Валентин Гаюи  (Valentin Haüy; 1745—1822) – основатель того института, в котором позже учился Луи Брайль. Брайль эти книги читал, и чтение это он посчитал неудобным. Слишком долго приходилось ощупывать каждую букву. Кроме того, отличить наощупь разницу между некоторыми буквами (например, между Q и O, C и G) было сложно, и это тоже замедляло  чтение.

В 12 лет, еще будучи учеником института, Луи Брайль побывал на лекции Николя-Шарля-Мари Барбье (Nicolas-Charles-Marie Barbier de La Serre; 1767—1841). Барбье был военным, капитаном-артиллеристом. Среди прочего он занимался криптографией и по заданию Наполеона в 1808 году разработал так называемую «ночную азбуку». Преимущества этого способа обмена информацией заключалось в том, что написанное «ночной азбукой» письмо можно было в темноте читать наощупь, не зажигая света и не демаскируя свою позицию.

Символы в депеше, написанной с помощью «ночной азбуки» изображались в виде двух столбцов по шесть строчек в каждом, всего 12 элементов. С помощью специального шила на толстой бумаге некоторые из этих элементов выдавливались и становились выпуклыми. Таким образом, каждый из символов сообщения можно было различить на ощупь. На рис. 16 выпуклые места каждого символа изображены темными точками.

Как кодировались символы сообщения? Для этого Барбье придумал специальную таблицу из шести строк и шести столбцов. Эта таблица тоже изображена на рис. 16. 36 ячеек этой таблицы были заполнены  наиболее употребительными буквами французского алфавита. Буквы w, x, y, k, ô и ë таковыми не являются, поэтому в кодировочную таблицу они не попали. Зато в ней можно найти двух- и трехбуквенные сочетания, которые часто встречаются во французских текстах.  Левый столбец каждого символа передаваемого сообщения означал номер строки в кодировочной таблице, а правый столбец – номер столбца. Например, буква p стоит в кодировочной таблице в 4-й строке и в 1-м столбце. Значит в символе «ночной азбуки» для изображения этой буквы пробивали 4 элемента в левом столбце и 1 элемент в правом.

Как уже не раз отмечалось, кодировка иногда выполняет и функции шифрования. В полной мере это относилось и к азбуке Барбье. Если по какой-то причине таблица кодировки становилась известной противнику, ее можно было легко заменить на другую. После чего сообщения, передаваемые с помощью азбуки Барбье, снова становились нечитаемыми, для тех, кому они не предназначались.

Барбье не зря пришел с лекцией, в которой объяснял принципы своего изобретения именно в институт для слепых детей. Он считал, что на этих принципах можно построить азбуку для слепых, которая позволит незрячим людям освоить чтение.

Эта идея понравилась Брайлю. Он принял за основу принцип расположения точек в два столбца. Но для того, чтобы всю комбинацию можно было определить в одно касание пальца, число точек не должно было превышать 6. Поэтому в каждом символе азбуки Брайля 2 столбца и 3 строчки. С помощью 6 точек, можно закодировать 63 символа и пробел.

Система азбуки для слабовидящих была в основном разработана Луи Брайлем в 1824 году. Ему было тогда всего 15 лет!

Эта система была удобна и легка в изучении. Она позволила читать книги людям, которые до этого были отрезаны от этого, самого главного,  источника информации. Скорость чтения пальцами при этом была только втрое медленнее скорости чтения глазами!  Для того чтобы ускорить этот процесс и уменьшить объем книг, которые приходилось печатать на листах большого формата из плотной бумаги, Луи Брайль придумал множество стандартных сокращений. Кроме того, он разработал устройства для ведения записей. В 1834 году система Брайля была в основном закончена. С тех пор она используется практически без изменений. В каждой стране были разработаны национальные шрифты. После того, как появились пишущие машинки, аналогичная техника была разработана и для слепых. Более того, в настоящее время имеются компьютеры снабженные клавиатурой со шрифтом Брайля и позволяющие выводить текст с экрана на специальную панель, считывать знаки с которой можно при помощи осязания.


Статья опубликована на сайте Школа жизни
Статья опубликована на сайте Школа жизниПолезные ссылки:

  1. Статья размещена на сайте «Эпоним»

Tags: Л.Брайль, книга о криптологии, школа жизни, шрифт Брайля, шрифты, эпоним
Subscribe

Posts from This Journal “эпоним” Tag

promo eponim2008 september 21, 2020 12:37 3
Buy for 10 tokens
Женщинам дозволено кокетство. Скрывать свой возраст у прелестных дам стало общепринятой причудой. Даже если и скрывать особенно нечего. Потому я в начале моего рассказа тоже пококетничаю немного и своего возраста сразу не назову. Скажу только, что нахожусь я на том отрезке женской жизни,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments