eponim2008 (eponim2008) wrote,
eponim2008
eponim2008

Categories:

Кто такие бурлаки?

Сдавленным шепотом конспиративно орет
Главный поклонник Успенских, знаток Короленок:
"Бедный народ!" - будто где-нибудь видел народ!

                                       Дм.Быков. Курсистка

Бурлаков заменили пароходы уже во второй половине 19-го века

О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух! Особенно, если просвещаться желаешь сам, а не под диктовку идеологически выдержанных учителей.

Не знаю, пишут ли нынешние российские школьники сочинения по картине И.Е.Репина "Бурлаки на Волге", как в свое время писали его школьники советские. Тогда картина эта свидетельствовала о тяжкой жизни народа под гнетом самовластья. О чем свидетельствует нынче - сказать трудно.

В упомянутых сочинениях следовало цитировать стихотворение Н.А.Некрасова "На Волге". Само собой получалось, что картина И.Е.Репина являлась как бы иллюстрацией к этому стихотворению. И тут выяснялась явная нестыковка  Стихотворение свое Некрасов написал в 1860-м году, а повествует оно о годах еще более ранних, 1830-х.  Между тем, картина И.Е.Репина написана через сорок лет, в 1870-м году.  И по признанию художника не стихотворение Некрасова его вдохновило, а настоящие бурлаки, которых он видел неподалеку от Петербурга, на Ижоре. Но ни учителя, ни - тем более - ученики над этой нестыковкой не задумывались.

Была еще одна нестыковка, о которой, вероятно, советские учителя не знали. А если и знали, то ученикам про это не рассказывали. Как бы само сабой разумелось, что "Бурлаки на Волге" обличали существующую власть. А посему художника автоматически записывали чуть ли в не в революционеры. В реальности же дело обстояло совсем иначе.

"Бурлаки на Волге" И.Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. Это была его  выпускная работа. Нечто вроде дипломного проекта. И, одновременно, первая крупная, "настоящая" картина.

До того, как Илья Ефимович "заболел" бурлацкой темой, он готовился представить на выпускной академической выставке  две картины по библейским сюжетам. Одна из этих картин, "Иов и его друзья", уже была закончена и, что называется, апробирована. В 1869 году И.Е.Репин получил за нее Малую золотую медаль, несмотря на название, награду не малую.

Библейские сюжеты совет Академии художеств любил, а картины из "народной жизни" - нет. Так что Репин немало рисковал, представив в качестве свидетельства о своем мастерстве "неформатную" картину. Несмотря на то, что в Академии художеств его любили и ценили за талант, могли бы выпустить без диплома, "свободным художником". Кто знает, как сложился бы расклад при голосовании?

И.Е.Репин Портрет Великого князя Владимира Александровича. Эскиз к картине "Заседание Государственного совета"И тут на помощь пришел высочайший покровитель Академии художеств, Великий князь Владимир Александрович. "Бурлаки" ему безусловно понравились. Настолько, что он купил эту картину. А купив, отправил на Всемирную выставку в Вене 1873 года. Несмотря на возражения тогдашнего министра путей сообщения о том, что картина господина Репина выставляет Россию перед Европой в невыгодном свете.

"Ну, какая нелегкая вас дернула писать эту нелепую картину?" - Выговаривал он при встрече Илье Ефимовичу. - "Да ведь этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину"

И тут министр был прав. Везде, в том числе на Волге, пароходы приходили на смену парусным лодкам-расшивам, которые, главным образом, и тянули против течения артели бурлаков.

Министр не знал,  что бурлацкий труд до середины 19-го века массовым порядком применялся в той же Австро-Венгрии для буксировки барж по болотистым равниным рекам. Занимались этой очень тяжелой работой каторжники, и  назначали на нее изрядных преступников, которых раньше, до отмены в империи смертной казни, обязательно бы повесили.

А в Венгерской национальной галерее в Будапеште выставлена картина бытописателя деревенской жизни Лайоша Деак-Эбнера (Lajos Deák-Ébner) (1850-1934), датированная 1878 годом. На картине изображены две женщины-крестьянки. Впрягшись в лямку и выбиваясь из сил,  они подтягивают к берегу плот (на котором, кстати, стоит мужчина). Такая вот женская доля, впору бы Н.А.Некрасову над ней потужить!

Как видим, картина И.Е.Репина вызвала не возмущение, а восторг членов царской семьи. И последующие заказы, которые обеспечили художнику безбедную жизнь и звание академика. Например, царь Александр III купил картину "Садко", а большую парадную картину "Заседание Государственного совета" тоже заказали Репину. Такому либерализму немало удивлялись поклонники художника, видевшие в "Бурлаках" главным образом обличение власти.

Бурлаки вообще вызывали восторг российской интеллигенции и как-то незаметно становились символом народа вообще. Страждущего, но непокорного и полного сил для борьбы. Достаточно почитать восторженные строки слабосильного Н.Г.Чернышевского об одном из героев его романа, сильного не только духом, но и телом, который сознательно пошел в бурлаки.

Через год после начала этих занятий он отправился в свое странствование и тут имел еще больше удобства заниматься развитием физической силы: был пахарем, плотником, перевозчиком и работником всяких здоровых промыслов; раз даже прошел бурлаком всю Волгу, от Дубовки до Рыбинска. Сказать, что он хочет быть бурлаком, показалось бы хозяину судна и бурлакам верхом нелепости, и его не приняли бы; но он сел просто пассажиром, подружившись с артелью, стал помогать тянуть лямку и через неделю запрягся в нее, как следует настоящему рабочему; скоро заметили, как он тянет, начали пробовать силу, — он перетягивал троих, даже четверых самых здоровых из своих товарищей; тогда ему было двадцать лет, и товарищи его по лямке окрестили его Никитушкою Ломовым, по памяти героя, уже сошедшего тогда со сцены. На следующее лето он ехал на пароходе; один из простонародия, толпившегося на палубе, оказался его прошлогодним сослуживцем по лямке, а таким-то образом его спутники-студенты узнали, что его следует звать Никитушкою Ломовым. Действительно, он приобрел и, не щадя времени, поддерживал в себе непомерную силу. «Так нужно, — говорил он, — это дает уважение и любовь простых людей. Это полезно, может пригодиться».

"Народ", "простые люди" - понятия, конечно, очень расплывчатые. Неплохо бы проанализировать, а к какому классу "простых людей" принадлежали бурлаки. Те, которых описывал Н.А.Некрасов уж точно не были  крестьянами. Начнем с того, что в те годы, когда герой стихотворения мальчонкой бегал по берегу Волги, крестьяне были закрепощены. И если уходили из родных мест, то только с разрешения помещика и только на заработки. В бурлаки они бы не пошли - слишком тяжела работа, слишком мала оплата.

Опять же, бурлацкий  труд был сезонным. Главная работа - по «большой воде», то есть весной и осенью. В это время какой же крестьянин уйдет от земли? Значит, бурлаки явно были не из крестьян.

По той же причине - сезонность работы и низкая оплата - бурлацкий труд не мог привлечь ни мещан, ни городских мастеровых.

Получается, что брались за эту тяжеленную работу люмпен-пролетарии. То есть, бродяги бездомные да голь перекатная. За что крестьяне, в  отличие от городских интеллигентов-романтиков, бурлаков не жаловали. Слово "бурлак" в деревне употреблялось почти как ругательное: "буян, бродяга, гулящий человек". В украинском языке это слово тоже имеет отрицательную окраску. Знаменитая поэма И.Котляревского "Энеида", переделка древнеримского эпоса на современный поэту украинский лад, прямо так и начинается:

                                      Еней був парубок моторний
                                      І хлопець хоч куди казак
                                      Удавсь на всеє зле проворний
                                      Завзятиший од всіх бурлак.









И.Е.Репин знал, что он - везунчик: "Я всегда был скоро отличаем, и моя благодетельная судьба не скупилась одаривать славой мои труды в искусстве. Часто мне даже совестно становилось за незаслуженность моего счастья". Как видим, ему повезло  с высочайшим покровительством. С бурлаками ему тоже повезло. Он написал знаменитую картину, когда бурлаки были уже "уходящей натурой". С появлением пароходов их тяжкий труд стал никому не нужен. Опоздай художник на год-полтора, одним шедевром русской живописи было бы меньше.

P.S. А можно ли "на глаз" определить год издания плаката о "сбыче мечты народной"? Можно. В заголовке газеты "Правда", которая лежит на столике, один орден. Такой партийная газета могла быть только между 1945 годом, когда ее наградили орденом Ленина и  1962 годом, когда в связи с юбилеем она получила второй орден Ленина. Плакат был издан в 1950 году. Его автор  - Александр Иванович Лавров.


Статья опубликована на сайте Школа жизни

Статья опубликована на сайте Школа жизниПолезные ссылки:

  1. Тема бурлаков в искусстве

  2. Рыбинск числился "бурлацкой столицей". Теперь побурлачить - туристская аттрация

  3. Картина И.Е.Репина "Бурлаки на Волге" (Википедия)

  4. Картина И.Е.Репина "Бурлаки на Волге"

  5. О бурлаках из книги Н.Боголюбова "История корабля", 1880

  6. Сайт, посвященный жизни и творчеству И.Е.Репина.

  7. Бурлаки на Волге. Из книги Н.A.Иoниной "Сто великих картин", издательство "Вече", 2002г

  8. И.Е.Репин. Далекое близкое

  9. Бурлаки на Волге. Неизвестное об известном

  10. Бурлаки на Волге — кто все эти люди

Tags: И.Репин, бурлаки, школа жизни
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo eponim2008 september 21, 12:37 3
Buy for 10 tokens
Женщинам дозволено кокетство. Скрывать свой возраст у прелестных дам стало общепринятой причудой. Даже если и скрывать особенно нечего. Потому я в начале моего рассказа тоже пококетничаю немного и своего возраста сразу не назову. Скажу только, что нахожусь я на том отрезке женской жизни,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments