eponim2008 (eponim2008) wrote,
eponim2008
eponim2008

Category:

Кто заставил воздух петь? Немного о биографии Льва Сергеевича Термена

Жизнь разочлась со мной; она не в силах
Мне то отдать, что у меня взяла
И что земля в глухих своих могилах
Безжалостно навеки погребла.
П. А. Вяземский

В советской живописи был такой раздел, «Лениниана». Не каждый мэтр замахивался на то, чтобы изобразить Ильича. Не каждому-то такой замах и разрешался. Но в случае попадания в «почётную тему» благосостояние живописца было обеспечено. Картины массово тиражировались и копировались. Гонорары были такие, что автору хватало не только на холст и масляные краски, но также на хлеб с крупным куском масла сверху.
Так вот, я удивляюсь, что ни один из советских художников, рисовавших Ленина в самые разные моменты жизни и в самых разных позициях, не вдохновился сюжетом: «Ленин и терменвокс». А ведь богатый сюжет, на большую картину мог бы потянуть! Тут тебе и вдохновенный вождь, которому даже музыка по плечу, и обалдевший от способностей ученика изобретатель электроинструмента, и Фотиева у рояля, и внимающие музыке члены Совнаркома. Можно было нарисовать даже наркома продовольствия Цюрупу, падающего в обморок.
Подозреваю, что именно большой набор персонажей будущей картины останавливал деятелей искусства от дерзновенного порыва. Сколько они намучались в тридцатые годы, когда приходилось замазывать то одного великого революционера, ставшего врагом народа, то другого! О сколько их упало в эту бездну, превратившись в скульптурные украшения или цветочные горшки с фикусами! Нет, композиция типа «Ленин и дети» была куда безопаснее!​
А потом в начале 1960-х годов пошла та же пьянка, только в другую сторону. Теперь замазывали товарища Сталина, хитро примостившегося за плечом у Ильича на множестве картин, отражавших революционные порывы. Не Свердлова же с Дзержинским во все освободившиеся места вставлять!
Живописцы замазывали фигуру Сталина на картинах. Мозаичникам же приходилось ещё хуже. Переложить мозаику, конечно, можно, но цвет вставки, под старый цвет в точности не подгонишь. И вот рядом с Лениным предательски просвечивает призрак изгнанного Генералиссимуса. Ради одного этого стоит посмотреть мозаики на станциях московского метрополитена: и на «Комсомольской-кольцевой», и на кольцевой же «Киевской», и на многих, многих других.
Чуткие конъюнктурщики понимали, что и с изобретателем нового электромузыкального инструмента будет проблема. Во-первых, в реальности Лев Термен был приблизительно на голову выше ростом, чем Ленин. Как такое изобразить?
А во-вторых, дальнейшая судьба Термена складывалась так, что не избежать бы ему замазывания, что, наверняка, испортило бы композицию будущей картины. А может быть, даже способствовало бы её отправлению в запасники.
Термен, как изобретатель поразительного электроинструмента, получил от Ленина бесплатный билет для разъездов по стране для демонстрации своего электромузыкального чуда, а заодно, и пропаганде электрификации. Затем терменвокс был показан в Европе, а потом изобретатель переехал в США, где довольно сильно преуспел. Не вставишь же в «Лениниану» американского бизнесмена, который хоть и встречался с мировой прогрессивной интеллигенцией, демонстрируя терменвокс Джорджу Гершвину, Морису Равелю, Чарли Чаплину и Альберту Эйнштейну, но в то же время зарабатывал миллионы, изготовляя сигнализацию для знаменитых тюрем Аль-Катрас и Синг-Синг!
В какой-то момент Родина предложила Льву Сергеевичу Термену вернуться в советские пределы, и он не смог отказаться от этого предложения. Отъезд в СССР был больше похож на торопливый вывоз.
В 1939 году изобретателя диковинного музыкального инструмента совсем пришлось бы смывать с картины, где изображён Ленин. Ведь он оказался членом фашистской организации, которая готовила убийство товарища Кирова! Термен должен был послать из США радиосигнал, чтобы взорвать фугас, помещённый в маятник Фуко, как раз тогда, когда к нему должен был подойти сам Киров. Коварный замысел раскрыл НКВД, а подлый убийца Термен, будучи арестованным, во всём признался. Может быть, поэтому предателя не расстреляли, как бешенного пса, а милостиво отправили на Дальний Восток добывать золото для советской страны. И даже последующая работа в закрытом КБ сначала по созданию радиоуправляемого самолёта, а потом – по конструированию секретных подслушивающих устройств для чекистов не могла бы стать причиной для возврата портрета Термена на картину «Ленин играет на электромузыкальном инструменте». Заметьте, что не на «терменвоксе»! После войны Л. С. Термен всё ещё числился заключённым, а по всей советской стране шла непримиримая борьба с растленным влиянием Запада. Какой тут может быть «термен», какой «вокс»?
В общем, момент встречи Владимира Ильича с электромузыкальным инструментом так и остался не запечатлённым в произведениях высокого искусства. Впрочем, может быть, это и к лучшему.
Лев Сергеевич Термен расчёлся с советской властью по довольно сносному курсу. Он полностью отсидел восемь лет, полученные по дикому обвинению, но бóльшую часть этого срока провёл в «шарашке», то есть вне голода, холода и издевательств.  В 1947 году Термена реабилитировали. Он даже получил Сталинскую премию I степени. Правда, премия была выдана за создание подслушивающих устройств, поэтому сообщение о ней в открытой печати не публиковалось. С другой стороны, одно из изделий Л. С. Термена получило, можно сказать, наивысшее признание профессионалов. Это подслушивающее устройство, которому не требовались элементы питания. Его разработал ещё з/к Термен. Устройство вмонтировали в деревянное панно, которое в 1945 году советские пионеры подарили послу США А. Гарриману. При обследовании подарка американские спецслужбисты «жучка» не обнаружили. Панно украсило кабинет посла и провисело там, исправно работая, аж до 1952 года. Прослушка была раскрыта случайно, ещё несколько лет американские специалисты пытались понять принцип действия устройства, столь удачно внедрённого в высокие дипломатические сферы. Сейчас этот «жучрк» – экспонат   Национального музея криптографии при одном из самых секретных учреждений США, Агентстве национальной безопасности.

Выйдя на пенсию, Лев Термен продолжил заниматься своим первым изобретением, которое заставляло петь воздух. Сначала в Московской консерватории, а потом на физическом факультет университета он совершенствовал терменвокс и изобретал новые электромузыкальные инструменты.
Как известно, в России надо жить долго. Лев Термен дожил до 97 лет. За это время он, как говорится, пережил и многое и многих, даже советскую власть, которая при его жизни началась и при его же жизни закончилась.
В марте 1991 года Лев Сергеевич Термен вступил в КПСС. Когда его удивлённо спросили, зачем ему это, он отвечал, что хочет выполнить обещание, которое дал Ленину в марте 1922 года, когда он обучал лидера советской России извлекать «музыку сфер» из прибора собственного изобретения. Точно так же в 1948 году объяснял своё желание стать членом ВКП(б) 90-летний микробиолог и эпидемиолог академик Н. Ф. Гамалея: обещал это Ленину.
Так или иначе, но в возрасте 95 лет Термен стал членом партии, которая называла себя ленинской. Впрочем, через полгода эта партия исчезла с политического небосклона.

Статья опубликована на сайте Школа жизни

Статья опубликована на сайте Школа жизниПолезные ссылки:

  1. Кто заставил воздух петь? Немного о биографии Льва Сергеевича Термена (на сайте «Эпоним»)

  2. Ленин и электроника

  3. История о том, как из электроизмерительного прибора родилась электромузыка

  4. Star Treck – Termenvox

  5. Операция «мягкое кресло»

  6. «Родина слышит!» - нестандартная прослушка.

  7. Лев Термен в Википедии

  8. Лев Термен. Похороненный заживо

  9. Лев Термен - изобретатель электронной музыки, советский разведчик, политзаключённый и лауреат Сталинской премии

  10. Лев Термен. А ведь мог бы остаться в Америке

  11. Наш советский Тесла!

Tags: Л.Термен, советская жизнь, терменвокс, школа жизни, эпоним
Subscribe

Posts from This Journal “эпоним” Tag

promo eponim2008 september 21, 12:37 3
Buy for 10 tokens
Женщинам дозволено кокетство. Скрывать свой возраст у прелестных дам стало общепринятой причудой. Даже если и скрывать особенно нечего. Потому я в начале моего рассказа тоже пококетничаю немного и своего возраста сразу не назову. Скажу только, что нахожусь я на том отрезке женской жизни,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments