eponim2008 (eponim2008) wrote,
eponim2008
eponim2008

Category:

Чем славен клипер "Катти Сарк"?

John Alicot "Cutty Sark"К началу 19-го века чай стал в Европе напитком привычным, повсеместно распространенным и везде востребованным. Оставалось решить чисто техническую проблему: обеспечить быструю доставку продукта из Китая и Индии в чайную столицу Европы, Лондон. Старые медлительные парусные корабли преодолевали  расстояние в 16 тысяч миль до Шанхая и обратно иной раз за год. Товар в трюмах отсыревал и плесневел. От изначального волшебного аромата молодых листочков чайного куста  и следа не оставалось. Нужны были быстрые парусники.

Быстрые парусники строились в США в городе Балтиморе, что на Атлантическом побережье. Они назывались клиперами. Название происходило  от английского глагола  "to clip" ("стричь"). Корабли эти, узкие и длинные, небольшие по размеру, имели такую могучую парусную оснастку, что буквально летели по волнам, разрезая воду. "Подстригаемые" волны то и дело прокатывались по палубе. За это моряки прозвали клиперы судами с никогда не просыхающей палубой. Для того чтобы достаточно легкое трехмачтовое судно не перевернулось под напором ветра, ему специально увеличивали осадку с помощью балласта и делали большой киль. Объем трюмов при этом уменьшался, зато ни один корабль не мог угнаться за клипером. Потому и применяли этих стремительных морских "стрижей" для дел особых: проскочить через порядок вражеской эскадры, прорвать блокаду порта, перевозить почту и срочные грузы. Для перевозки контрабанды и черных рабов из Африки клиперы тоже использовались.

Капитанами этих судов становились ребята, "сдвинутые". Чувствуя свой корабль, словно собственное тело, они постоянно шли на риск, лишь бы достигнуть рекордной скорости. Одним из любимых приемов капитанов клиперов было идти впереди шторма. Штормовой ветер разгонял корабль до небывалой скорости, 10 узлов (17 километров в час). Но если штормовая волна нагоняла корабль сзади... Впрочем, назад оглядываться не было времени. Но на всякий случай, пока корабль "бежал от шторма" все, кто были на палубе, привязывались к штурвалу или к мачтам. Чтобы не снесло в море, если все же кораблю бурю перегнать не удастся.

В 1849 году британская Ост-Индская компания отказалась от монополии на перевозку колониальных товаров из Индии и Китая. Англичане стали арендовать быстрые американские клиперы для перевозки чая. В первом же рейсе американский клипер "Ориентал" прошел от Гонконга до Лондона за 81 день, а в следующем - за 80. 

Но скоро клиперы начали строить и в Великобритании. В 1851 году в Шотландии на верфях в городе Абердине спускают на воду два клипера. Следующий чайный клипер, "Челленджер" построили в 1852 году. Он  был, грубо говоря, "содран" с "Ориентал". Пока американский клипер разгружался в английском порту Блэкуолл, его тщательно обмерили, а затем воспроизвели на здешней верфи.

Начиная с 1860 года англичане перестали фрахтовать американские клипера. Для перевозки чая у них уже было достаточно своих кораблей.

Чайные клиперы, самые быстрые в мире парусные суда, появились уже на исходе эры парусного флота. В моря выходили пароходы. В одной из лучших баллад  Р.Киплинга,  "Мэри Глостер" умирающий герой вспоминает об этом времени:

И сталь себя оправдала. И мы спустили тогда,
За шиворот взяв торговлю, девятиузловые суда.

Девять узлов - прекрасная скорость. Казалось, чайные клиперы должны уйти. Но они еще полтора десятка лет бороздили моря и океаны, сдавая свои позиции очень неспешно. Дело в том, что средняя скорость клиперов еще долго превышала среднюю скорость пароходов, которым приходилось заходить в порты для пополнения запаса угля. Клиперы же мчались, подстегиваемые "дармовым" ветром без остановок.

Но технические проблемы на то и технические, чтобы их решать. Довольно скоро в Адене, Коломбо и Сингапуре появились специальные бункеровочные фирмы, которые без задержки снабжали транзитные пароходы углем. В конце 1869 года вступил в строй Суэцкий канал, сокративший путь из Китая в Лондон на 8 тысяч километров. Парусники по каналу двигаться не могли и по-прежнему шли в обход Африки. В 1870 году первый пароход преодолел расстояние от Шанхая до Лондона за 60 дней. Единственное, что пока позволяло белоснежным клиперам конкурировать с дымящими черным дымом стальными лоханками - укрепившееся в кругах торговцев чаем и разделяемое некоторыми потребителями мнение о том, что чай, который перевозят пароходами, пахнет угольной гарью и железом трюма.

Да, в  1870 году время для парусников, пусть даже и очень быстрых,  было  не самое удачное. Но именно в этом году в шотландском городке Дамбартон (Dumbarton) на воду был спущен еще один чайный клипер под названием "Катти Сарк". Владелец клипера, Джон Уиллис (John Willis) был горячим поклонником парусного флота. Настолько горячим, что когда ему удалось перекупить у Ост-Индской компании пароход "Пенджаб", он снял с него паровой двигатель, поставил паруса, несколько удлинил корпус и превратил в клипер "Твид".  Судно выглядело массивным, но ход у него был очень хорошим. Поэтому Джон Уиллис требовал скопировать корпус нового корабля с корпуса "Твида", надеясь что благодаря этому мореходные качества нового клипера будут превосходными. Тем более, что конструктивно корабль находился на высшем уровне тогдашнего парусного кораблестроения. Остов у него был чугунный, обшивка ниже ватерлинии - из специального сплава меди и цинка, который предохранял днище корабля от зарастания ракушками. Выше ватерлинии борта обшивали досками из тика и вяза. Эти древесные породы не гниют в морской воде.

Носовая фигура восстановленного клиппера "Катти Сарк"Странное название корабля - тоже придумка Уиллиса. "Cutty Sark" по-шотландски "Короткая рубашка". При чем здесь рубашка? При том, что ее одела на бесовский шабаш одна не слишком старая ведьма. Рубашка была ею любима с детства. С тех пор она, естественно, не подросла вместе с хозяйкой. Так что дама, неистово пляшущая  в этой ужасно короткой сорочке представляла зрелище сексуальное для всякого мужчины. Если бы у него хватило смелости или глупости на этот шабаш заявиться. Смелыми и глупыми мужчины становятся, изрядно поддав. Вот историю одного такого пьяницы, Тэма О'Шентера, рассказал в одноименной поэме Роберт Бернс. Благодаря трудам Самуила Маршака поэма "Тэм О'Шентер" оказалась доступной русскоязычному читателю. Ее нетрудно отыскать в Интернете.

Сюжет поэмы не сложен. Пьяница Тэм О'Шентер однажды, надравшись, попал на шабаш ведьм, где и увидел односельчанку, отплясывавшую в такой короткой ночной рубашке, которая уже ничего не скрывала. Как и положено, он не сдержался от громких комментариев. Ведьма погналась за Тэмом, и только верная кобыла спасла жизнь бедняги. Расплатившись, правда, своим хвостом. Прелестная чертовка уже почти догнала несчастного пьяницу, схватилась за лошадиный хвост, который и оторвала. Тэму удалось сбежать. Мораль поэмы простая и доходчивая: пить вредно.

По-видимому, рассказанный сюжет волновал Уиллиса. К тому же  хотелось подпустить в называние нового корабля этакой чертовщинки. Ведь всем морякам известно: "Как вы лодку назовете, так она и поплывет". А Уиллису нужна была дикая скачка по волнам. Так что он не прочь был бы назвать свой корабль "Ведьма" или "Юная чертовка". Но надо и честь знать. Кто же пойдет служить на корабль с таким названием? Моряки - народ суеверный. Так что "Короткая рубашка", "Катти Сарк", стала этакой стыдливой заменой бесовского названия. А нос корабля украсила деревянная фигура ведьмы с оторванным лошадиным хвостом в руке.

Оптимист Уиллис не считал, что век парусных судов кончается. Он расчитывал использовать свой новый корабль для перевозки шерсти из Мельбурна в Лондон и, конечно, для перевозки чая из Китая и Индии. Именно в этих "чайных гонках" он хотел победить, чтобы прославить свой корабль, как самый быстрый в мире парусник.

Гонки чайных клиперов проводились с 1859 года. Обычно в конце мая несколько загруженных чаем кораблей одновременно стартовали из Шанхая и шли наперегонки друг с другом до Лондона без захода в порты. Все решало умение капитанов "ловить ветер" и обученность экипажа. И удача тоже. Кроме морального удовлетворения капитан и владелец за самую первую привезенную в Англию партию чая получали большую премию. Ведь свежий чай покупали охотнее, и стоил он дороже.

"Катти Сарк" удача не улыбнулась. В "чайных гонках" она только однажды заняла третье место. А в 1872 году гонки чайных клиперов провели в последний раз. Во-первых, на индийских и китайских линиях пароходы окончательно победили клиперы. А во-вторых, лондонская чаеторговая фирма "Twinnings" начала продавать купированный чай. Такой чай был смесью из разных сортов и в течение всего года обладал постоянным ароматом и вкусом. Запасы же разных сортов чая, необходимых для приготовления смеси, непрерывно пополняли в течение всего года. Поэтому дикая гонка клиперов стала не нужной. Отпала и необходимость премировать капитана самого быстрого парусника.

"Катти Сарк" стала перевозить в Англию австралийскую шерсть. Именно на этой линии она показала рекордную для парусных судов скорость - 15 узлов (28 километров в час)

Но знаменитой этот корабль стал не только благодаря поставленному-таки рекорду скорости. Так сложилось, что к 1954 году этот парусник остался единственным уцелевшим из большого семейства клипперов. В 1895 году Уиллис продал любимый парусник португальской компании. В 1916 году судно потеряло мачты возле мыса Доброй Надежды (который не зря первоначально называли "Мысом Бурь") В Кейптаунском порту бывший клипер починили, поставили новую парусную оснастку и продолжали использовать для перевозок грузов. В 1922 году капитан Вильфред Доумэн выкупил славный корабль, восстановил его в прежнем виде и начал использовать как учебное судно для плавания вдоль английских берегов.

Почитатели советского писателя-фантаста Ивана Ефремова считают, что опубликованная им в 1944 году повесть "Катти Сарк" заставила англичан вспомнить об уже забытом корабле-чемпионе. Начался сбор средств для создания музея "Катти Сарк". В 1954 году корабль поставили в Гринвиче в сухой док и открыли на нем музей. Высоким покровителем музея стал член британской королевской семьи, герцог Эдинбургский. Самый быстрый парусник мира пользовался большой популярностью у туристов.

К сожалению, 21 мая 2007 года рано утром корабль сгорел. Причиной пожара, как оказалось, стал не выключенный пылесос. В течение 2008 года производился сбор средств на восстановление музея. Необходимую сумму собрали и в настоящее время  "Катти Сарк" восстанавливают.

Популярный сорт шотландского виски  "Cutty Sark" получил свое название по имени знаменитого клипера. И не спроста. Верфь, с которой был спущен на воду корабль, находится всего в десятке миль от фабрики, где производят виски. Так что и судно, и напиток - земляки.

Статья опубликована на сайте Школа жизни
Я - автор Школы Жизни.ру

Полезные ссылки:

1. История клиппера Катти Сарк
2. Сайт корабля "Катти Сарк" (на англ.яз.)
3. Роберт Бернс. Том ОШентер, перевод С.Маршака
4.  Прощание с легендой. Последняя регата "Катти Сарк"
5. Эра клипперов (на англ.яз.)

И несколько красивых картинок. Парусники







Adolf Bock





Anton Otto Fisher



Charles B. Vickery


Timothy H. Thompson





John Bentham Dinsdale

Håkan Sjöström

Warren Sheppard




Tags: Катти Сарк, корабли, чай, школа жизни
Subscribe

  • Мои твиты

    Пн, 05:20: RT @ TVmosobl: Впервые за 25 лет студентов отправили на картошку вместо гастарбайтеров https://t.co/4DRkFCmSwL Пн, 05:20:…

  • Мои твиты

    Сб, 15:42: Кто убил Симиренко, или Какой стала "яблочная столица" Украины Млиев https://t.co/Rl3ENpL9tx via @ ukrpravda_news Сб, 22:22:…

  • Мои твиты

    Пт, 12:17: Портрет Маршала Советского Союза Семена Михайловича Буденного https://t.co/gSjGQumnZN via @ googlearts Сб, 08:53: Какой…

promo eponim2008 september 21, 2020 12:37 3
Buy for 10 tokens
Женщинам дозволено кокетство. Скрывать свой возраст у прелестных дам стало общепринятой причудой. Даже если и скрывать особенно нечего. Потому я в начале моего рассказа тоже пококетничаю немного и своего возраста сразу не назову. Скажу только, что нахожусь я на том отрезке женской жизни,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments