eponim2008 (eponim2008) wrote,
eponim2008
eponim2008

Categories:
  • Music:

На каком автомобиле ездил Штирлиц?

Штирлиц в книге ездил на автомобиле "Хорьх", а в кинофильме - на "Мерседесе"Есть писатели, создающие миры. По Средиземью Дж.Р.Толкина или по городу Ершалаиму  из  "Мастера и Маргариты" можно путешествовать, не боясь провалиться в какую-нибудь дырку в сюжете или наступить на явный ляп.  Все увязано, все аккуратно уложено в канву сюжета. 

Юлиана Семенова с такими писателями сравнивать нельзя. В своих произведениях он никогда не гнался за "правдой жизни". В самом знаменитом романе Ю.Семенова "Семнадцать мгновений весны" знатоки и фанаты находят большое количество "ляпов". Специалисты же, изучающие нацистский период в истории Германии, не придираются к мелочам, а бьют по крупным целям и обнаруживают в культовой книге груды небывальщины. По их словам, описанные Ю.Семеновым приключения Штирлица могли бы свободно произойти на Лубянке в Москве, но никак ни на Принц Альбрехт штрассе в Берлине. Не та культура, не то воспитание, не те привычки. Да и структура двух, казалось бы, схожих карательных органов существенно различалась. Так что Штирлица можно рассматривать одновременно и как "кривое зеркало Третьего Рейха", и как "кривое зеркало Лубянки".

О том, что Ю.Семенов к историческим реалиям относился без особого пиетета, свидетельствует даже марка автомобиля, в который он усадил своего героя.

Штирлиц открыл ворота, сел за руль и включил зажигание. Усиленный мотор его "Хорьха" заурчал ровно и мощно. "Поехали, машинка", - подумал он по-русски и включил радио. Передавали легкую музыку. Во время налетов обычно передавали веселые песенки.

Итак,  Макс Отто фон-Штирлиц по воле Ю.Семенова по просторам романа разъезжает на автомобиле "Хорьх-853".

Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу! Роскошный представительский автомобиль был для него явно "чужими санями". Звание штандартенфюрера СС соответствовало всего-навсего армейскому полковнику, а на "Хорьхе-853" ездили нацистские начальники более высокого ранга. Потому этот автомобиль стал даже своеобразной легендой, о которой будет рассказана ниже.

Но сначала о человеке, который дал этой легенде свое имя. Об Августе Хорьхе (August Horch) (1868 -1951),

В свое время я работал в коллективе, где одним из моих коллег был человек по фамилии Ойхер. Из-за  не вполне благозвучной для русского уха фамилии, над ним все беззлобно подшучивали. Хотя, как он сам говорил, фамилия эта была немецкого происхождения и в оригинали писалась  как "Horcher", что в вольном переводе означает "слухач". Таким образом,  фамилия этого коллеги была одного корня с фамилией знаменитого автопромышленника.  "Хорьх" по-немецки означает "слушать".

А.Хорьх родился в семье кузнеца в небольшом городке Винненден (Winnenden)  неподалеку от Штутгарта. Закончив школу в тринадцать лет, он три года помогал отцу. И, кстати, в отцовской кузнице, Август построил свое первое транспортное средство, велосипед.  В двадцатилетнем возрасте юноша поступил в техникум в маленьком городке Миттвайда (Mittweida ) в Саксонии и через три года стал дипломированным инженером. С 1891 по 1896 год он работал инженером в Лейпциге и  на верфях в Ростоке. 

В 1896 году А.Хорьх увидел впервые автомобиль К.Бенца и влюбился в только-только нарождающийся вид транспорта. Не долго думая, он написал К.Бенцу письмо с просьбой о приеме на работу, и уже с 1896 года трудился на автозаводе в Мангейме.  В 1899 году он стал директором этого завода, но решил начать собственное автомобильное производство. В 1899 году открывается предприятие "Horch & Cо Motorwagenwerke A.G." в Кельне. В 1900 году из ворот этого предприятия выходит первый автомобиль Хорьха. На нем стоял двухцилиндровый бензиновый мотор мощностью 4-5 л.с. 

А в 1902 году А.Хорьх переносит  свой завод на восток Германии, в Саксонию, в городок Цвиккау. Производство автомобилей в Цвиккау оказалось успешным. Качество автомобилей "Хорьх" успешно конкурировало с качеством известных уже на рынке  автомобилей "Бенц" и "Мерседес" конструкторов К.Бенца и Г.Даймлера.

Завод "Хорьх" был акционерным обществом. Стремление А.Хорьха интенсивно совершенствовать автомобили вошло в конфликт с желанием акционеров вкладывать больше денег  в развитие производства, чтобы получать прибыль от продажи уже зарекомендовавших себя автомобилей. Судя по всему, А.Хорьх был человеком горячим и хладнокровно "разрулить" возникший конфликт не смог. Поссорившись  с советом директоров предприятия,  А.Хорьх в 1909 году решил основать новую компанию и  ушел из созданной им фирмы. Потеряв при этом не только хорошее место работы и жирный кусок бонусов, но не имея даже права распоряжаться собственным именем. Право использовать название автомобилей  "Хорьх" осталось за заводом в Цвиккау.

Август Хорьх (1868 - 1951)Однако, изобретательный инженер отыскал выход. Немецкое "хорьх" он перевел  на благородную латынь: "Слушай" - "Audi". Просто и красиво! И всего за несколько лет новая марка завоевала рынок. Такая скорость не  удивляла, ведь у новой фирмы был  могучий "интеллектуальный двигатель" - Август Хорьх. Который позже в своих воспоминаниях раскроет секрет своего успеха: "Я при всех обстоятельствах стремился строить только большие и хорошие автомобили из первоклассного материала".

Во время Первой мировой войны А,Хорьх все более - и не без удовольствия - погружался в дела административные. А после войны он, не теряя авторитета выдающегося автоконструктора,  совсем устранился от проектирования автомобилей.

В начале 1930-х годов было принято решение объединить немецкие автопредприятия, чтобы они смогли выжить во время разразившегося экономического кризиса. В концерн "Autounion", одним из руководителей которого стал Август Хорьх, вошли заводы DKW, Wanderer, Audi и Horch. Так А.Хорьх сумел отомстить своим давним обидчикам и возвратить под свою эгиду заводы, носящие его имя.

Символом концерна стали четыре сплетенных кольца, которые и по сей день красуются на радиаторах автомобилей Audi.

Влившись в "Autounion", заводы "Хорьх" продолжали специализироваться на производстве дорогих представительских автомобилей. В 1935 году на Парижском автосалоне был представлен  могучий "Хорьх-853". Вопреки лозунгу, продвигаемому в свое время в массы небезызвестным О.Бендером, этот автомобиль был не столько средством передвижения, сколько  роскошью на колесах. А.Гитлер подарил этот выставочный экземпляр Г.Герингу, зная что тот является большим любителем красивых цацек и красивых тачек.
 
Ну, а теперь обещанная легенда именно про эту красивую тачку. В 1945 году первыми в Берлин ворвались танкисты полковника И.И.Гусаковского, которому геринговский "Хорьх" достался по праву так сказать "освободителя". Однако, долго полковнику поездить на такой роскошной машине не дали - не по чину.

В те славные годы как бы сама собой установилась своеобразная иерархия: кому какой трофей положен. Что касается авто-мотосредств, то командир роты, к примеру, мог расчитывать на мотоцикл или же на относительно небольшой BMW-231. Полковнику позволялось увезти на Родину автомобиль побольше, например, "Хорьх-830", А самые большие машины доставались, естественно, генералам и маршалам. "Хорьх-853" был большой машиной, поэтому бывший автомобиль Г.Геринга стал трофеем  маршала К.К.Рокоссовского. Маршал же подарил эту машину генерал-полковнику авиации  М.И.Самохину. Тот привез автомобиль в Москву и ездил на нем до 1956 года. К этому времени трофейный "Хорьх" перестал казаться машиной экстра-класса. Его затмили внушительные и дорогие, как коверкотовое пальто, советские "ЗИМ"ы. Генерал продал "немца" директору Тушинского авиационного завода, и "Хорьх" служил тому верой и правдой еще 12 лет. И уже в совершенно раздолбанном виде его приобрел Александр Алексеевич Ломаков, известный в Москве коллекционер старинных автомобилей. Несмотря на свою "сокрушительную" фамилию, Александр Алексеевич имел умелые руки и за три года восстановил автомобиль до первоначального вида. Автомобиль Геринга снимался во многих советских кинофильмах, но в "Семнадцать мгновений..." его заполучить не удалось. Поэтому Штирлиц-Тихонов и ездит  там на "Мерседесе-230". Тоже машине не слабой и еще более дорогой, чем "Хорьх-853". "Мерседес-230" был любимым автомобилем Гитлера.

Злые языки говорят, что легенду эту сам А.А.Ломаков и придумал, для того, чтобы поднять в глазах окружающих ценность одного из экспонатов своего музея. И что в легенде этой немало нестыковок и ляпов. И, мол, совсем не Герингу принадлежала машина из ломаковской коллекции. Впрочем, что обсуждать? Легенда на то и легенда, чтобы быть красивой и не вполне правдивой. Совсем как знаменитый роман Юлиана Семенова. 

Статья опубликована на сайте Школа жизни

Статья опубликована на сайте Школа жизни




Полезные ссылки:
  1. Киноляпы из "Семнадцати мгновений весны"
  2. Биография Августа Хорьха
  3. И еще одна биография
  4. "Хорьх-853" - вершина развития конструкторской и дизайнерской мысли германского автопрома 1930-х.
  5. Машина Штирлица. Покадровый разбор фильма
  6. Раритет для разведчика. О старых немецких автомобилях
  7. Horch -- машина Макса Отто фон Штирлица

  8. Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов
  9. Заводы в Цвиккау, производившие в 1930-е годы роскошные "Хорьхи", при народной власти стали производить очень скромный  "Трабант"
  10. Клим Дегтярев. Штирлиц без грима. Семнадцать мгновений вранья
  11. Север А. Исаев: информация к размышлению. — М.: Яуза / ЭКСМО, 2009. — 320 с. — (Серия: «Исаев»). — ISBN 978-5-699-36896-9
  12. Горьковский П. Расшифрованный Исаев. — М.: Яуза / ЭКСМО, 2009. — 224 с. — (Серия: «Исаев»). — ISBN 978-5-699-37463-2
  13. Исай Исаевич Боровой. Еще один прототип Максима Максимовича Исаева.
  14. Пора уже привыкнуть к тому, что препарировать Максима Максимыча так же бесполезно, как Бендера и Хлестакова. Штирлиц - олицетворение профессии разведчика. Для одних эта профессия - кровь и пот, для других - холодная игра интеллекта и воли, для большинства - обожаемый человек с фигой в кармане, ибо дурить врагов своих - одно из самых древних наслаждений человека.
Tags: А.Хорьх, Штирлиц, автомобили, ауди, школа жизни
Subscribe

  • Как города входят в историю? Ливермор

    Как известно, первые американские атомные бомбы разрабатывались в лаборатории, которая находилась в городке Лос-Алáмос в штате Нью-Мексико.…

  • Что такое маскот?

    В начале эпохи автомобилизма в моду вошли украшения, которые называли маскотами от французского слова «mascotte», что означает…

  • Кто такие тунеядцы?

    Когда-то я жил в Москве, и жил я в Москве на улице со странным названием Красный Казанец. Странность названия продолжалась до тех пор, пока я, вслед…

promo eponim2008 сентябрь 21, 12:37 3
Buy for 10 tokens
Женщинам дозволено кокетство. Скрывать свой возраст у прелестных дам стало общепринятой причудой. Даже если и скрывать особенно нечего. Потому я в начале моего рассказа тоже пококетничаю немного и своего возраста сразу не назову. Скажу только, что нахожусь я на том отрезке женской жизни,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments