eponim2008 (eponim2008) wrote,
eponim2008
eponim2008

Categories:

Чем славен город Дмитров?

Я был виноват! Я оступился. Но я взрывал землю, я много думал и крепко работал. И вот меня выпустили...

А.Гайдар. Судьба барабанщика


К болгарскому коммунисту Георгию Димитрову город Дмитров никакого отношения не имеет. А имеет он отношение к сыну основателя Москвы князю Юрию Долгорукому. Сына звали Всеволод, но крестили его именем Дмитрий в честь святого Дмитрия Солунского. В год рождения сына, в 1154 году князь Юрий поставил в здешних местах крепость, которую и назвал Дмитров.

А. М. Васнецов «Дмитров в XVI веке»Крепость всегда ставят в месте удобном и в месте важном. Дмитров оседлал водораздельную гряду. Все реки, что текли отсюда на север  впадали в Волгу, а все, что текли на юг - впадали в реку Москву, то есть в конечном счете, в Оку. Совсем неподалеку к востоку был бассейн реки Клязьмы, по которой можно было попасть в столицу Владимирского княжества, и далее опять же в Оку. А приблизительно на таком же расстоянии к западу начинались реки по которым сплавлялись уже в Днепр. Реки в те времена были главными транспортными артериями. Дмитров  оказался на перекрестке больших водных дорог. Судьба столицы светила ему гораздо ярче, чем крепостенке под названием Москва, что находилась верстах в пятидесяти к югу.

Светила, да не высветила. В ходе длившихся несколько веков феодальных разборок Дмитров, действительно, возвысился до столицы удельного княжества, но, в конце концов, был "опущен" и превратился в уездный город Московской губернии. Городок не без своих провинциальных прелестей, хотя, конечно и скучноватый. И если в 19-м веке развитие железнодорожного сообщения в России способствовало тому, что многие заштатные городки превратились в крупные железнодорожные станции, то  Дмитрову и здесь не повезло. Николаевская дорога между Москвой и Санкт-Петербургом прошла западнее, через соседний Клин, а Ярославская - восточнее, через Сергиев Посад. Как бы в утешение, в конце 19-го века через город проложили железную дорогу от Москвы до села Савелова на Волге. Дорогу, впрочем,  короткую и не важную. Ильф и Петров, описывая в романе "Двенадцать стульев" московские вокзалы, походя замечали: "Самое незначительное число людей прибывает в Москву через Савеловский. Это - башмачники из Талдома, жители города Дмитрова, рабочие Яхромской мануфактуры или унылый дачник, живущий зимой и летом на станции Хлебниково. Ехать здесь в Москву недолго. Самое большое расстояние по этой линии - сто тридцать верст".

Впрочем, скука дореволюционной российской провинции ни в какое сравнение не идет со скучищей провинции советской. Когда я был студентом, мне пришлось провести месяц на картофельных полях Дмитровского района. Одним из главных впечатлений стало отсутствие электрического освещения всего-то в двух часах езды от Москвы. В 1970-х годах до деревни Подвязново "лампочка Ильича" еще не добралась. 

Отсутствие электричества резко сужало и без того не широкий круг развлечений, которые были доступны студентам "на картошке". Главным праздником стала поездка в райцентр. По пути в Дмитров местный веселый шофер завез нас в невеселое местечко, где находилась когда-то одна из зон Дмитлага. Местечко это, полузатопленная водой низина, может и смотрелась бы веселее, если бы не нудно моросивший в тот день дождь. С лагерных времен никакой памяти не осталось, так что приходилось верить водителю на слово: был здесь большой лагерь. О водителя же услышали мы байку о том, что именно сюда на строительство канала Москва - Волга прибыл товарищ Сталин. Увидев работавших босиком в грязи заключенных, вождь приказал нерасторопного начальника снабжения тут же расстрелять, а заключенных в течение недели всех обуть. Первое исполнили немедленно (и, вероятно, не без удовольствия), а со вторым заданием так и не справились. В общем, очень эффективным менеджером был товарищ Сталин! 

Управление Дмитлага (старая фотография)Да, с 1932 по 1937 год город Дмитров был столицей, но столицей лагерной. Здесь, приблизительно на половине пути между Волгой и Москва-рекой находилось управление Дмитровского лагерного объединения, крупнейшего по тем временам в Гулаге. Управление было создано для строительства канала, соединяющего реку Волгу с Москвой. В 1935 году здесь работало более 192 тысяч заключенных.  По тем временам рекорд. Печальный рекорд.

Печальным был и конец Дмитлага. 2 мая 1937 года канал Москва - Волга был открыт. И тут же начались аресты. Мало того, что слой за слоем, с самой верхушки, снимали и расстреливали всех и всяческих начальников. Произошло и то, чего в других лагерях не случалось.  На расстрельный Бутовский полигон отправляли  рядовых зэков, за которыми особых провинностей не значилось. Их расстреливали с сентября 1937 по апрель 1938 года. Похоже, что начальники решили: к чему возиться, распределять "отработанный человеческий материал" по другим лагерям? Расстрелять проще и даже дешевле.

А недавно я наткнулся в Интернете на сообщение о продаже элитного жилья в городе Дмитрове. Роскошные дома с бассейнами, спортивный комплекс, "собственный" универсам... Всего час езды до станции московского метро. Контрольно-пропускной пункт и круглосуточная охрана по периметру забора.

По прилагаемой карте прикинул - а ведь, похоже, именно на это веселое местечко привозил нас лет сорок назад разговорчивый шофер!

Статья опубликована на сайте Школа жизни

Я - автор Школы Жизни.ру

Полезные ссылки:
 
  1.  Краткая история Дмитлага
  2.  Канал имени Москвы и Дмитлаг
  3. Еще одно "лагерное" местечко, на трассе Беломорканала, Надвоицы.


Tags: Гулаг, Дмитров, школа жизни
Subscribe

promo eponim2008 september 21, 2020 12:37 3
Buy for 10 tokens
Женщинам дозволено кокетство. Скрывать свой возраст у прелестных дам стало общепринятой причудой. Даже если и скрывать особенно нечего. Потому я в начале моего рассказа тоже пококетничаю немного и своего возраста сразу не назову. Скажу только, что нахожусь я на том отрезке женской жизни,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments