?

Log in

No account? Create an account

Жизнь замечательных имен

Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя

Previous Entry Share Next Entry
Кто придумал морские круизы? - Альберт Баллин
корабль
eponim2008

Альберт Баллин (1857 - 1918)

Недавно, глядя по телевизору на плач по усопшему лидеру Северной Кореи, я невольно вспомнил, как в свое время страна Советов рыдала по другому вождю и учителю. Многие плакали вполне искренне - моя матушка была тому свидетельница.

И все же - думается  мне -  была и в тех слезах, и в этих  изрядная доля притворства. Не скажу про Северную Корею, но о фактах самоубийства советских людей в 1953 году на почве безмерной скорби не известно.

Но - возразят мне - разве в современном мире возможны такие поступки, которые под стать временам рыцарей или же самураев? Я тоже думал, что не возможны. До тех пор, пока не узнал историю  Альберта Баллина (Albert Ballin) (1857 – 1918). Баллин принял смертельную дозу снотворного 9 ноября 1918 года, в день отречения от престола германского императора Вильгельма II (1859 - 1941). Он умер вместе с империей, процветанию и могуществу которой служил всю жизнь.

Жест особенно символичный, потому что был Альбрет Баллин не генерал и не министр, а вполне успешный предприниматель из Гамбурга. Более того, предприниматель еврейского происхождения, то есть по мнению многих тогдашних немцев, чужак и кровосос.

Альберт был самым младшим из тринадцати детей Йозефа Самуэля Баллина, который приехал в Гамбург из недалекой Дании и торговал сукном до 1842 года, когда в Гамбурге произошел страшный пожар. Город выгорел дотла, а Баллин-старший разорился подчистую. Торговлю пришлось бросить. Он нашел  новую работу в эмиграционном агенстве.

Желающих покинуть Германию было много, что нынче кажется странным. Сегодня Германия - страна богатая, сама принимающая эмигрантов. Однако, в течение 18-го и 19-го веков  немцы охотно покидали свою родину, отправляясь не только в другие европейские страны (в том числе, в Россию), но и за океан. В середине 19-го века из Германии только в США уезжало ежегодно около 100 тысяч немцев. Причины эмиграции были, в основом, экономические. Америка предоставляла больше возможностей для деятельных и смелых людей, чем Германия, все еще раздробленная на отдельные государства-княжества. Среди знаменитых американцев много людей с немецкими корнями. Навскидку припоминаются авиаконструктор Вильям Боинг, производитель роялей Генри Стейнвей и изобретатель джинсов Ливай Страусс.

Поэтому агентство, в котором работал Баллин-отец, процветало. Оно брало на себя оформление всех необходимых для эмиграции документов и покупку билетов на корабль, уходящий в Америку.

Когда Баллин-старший умер, Альберту исполнилось 17 лет. Он поступил на службу в то же эмиграционное агентство, где работал отец.  В 22 года он уже возглавил фирму и перевел деятельность по "экспорту" немцев в Америку на новый уровень.

До этого пассажиров через океан перевозили на грузовых судах. Основным своим делом пароходные компании считали перевозку грузов, поскольку это давало главную прибыль. Пассажиры были как бы "довеском" и ехали, в основном, в трюмах, где для них сооружались двухэтажные деревяные нары. Пароходов было все еще мало, а парусники шли до американского берега несколько недель, а то и месяц с небольшим. Можно представить, как изматывало такое путешествие. Пассажиры, совершившие плавание через океан, вспоминали его без восторга. Возвращаться тем же путем назад не было не только денег, но и желания.

По заказу Баллина два грузовых парохода переоборудовали исключительно для перевозки эмигрантов. Это позволило не только снизить цены на билеты, но также улучшить условия путешествия. 7 июня 1881 года первый корабль, на борту которого находилось 800 эмигрантов, отплыл из Гамбурга в Нью-Йорк.  Опыт оказался успешным. Через два года уже пять кораблей совершали трансатлантические рейсы, перевозя 16.5 тысяч пассажиров ежегодно. Обратными рейсами, чтобы не идти пустыми, суда доставляли коммерческие грузы.  Небольшая компания Баллина начала "войну цен" с крупнейшей немецкой пароходной компанией HAPAG, другое  название которой было "Hamburg Amerika". Баллин несколько раз добивался существенного снижения цен. Флагман немецкого судоходства был вынужден делать то же самое. От такой конкуренции выиграли в первую очередь эмигранты. Стоимость трансатлантического путешествия в трюме снизилась до 6 долларов (Естественно, в ценах тех лет). В конце концов "Hamburg Amerika" признала свое поражение. В 1886 Альберт Баллин стал главой отдела пассажирских перевозок HAPAG. Через два года А.Баллин вошел в совет директоров компании. Ему исполнился всего 31 год. Мальчишка!

В том же 1888 году Германией начал править еще более молодой человек, император Вильгельм II. Кайзер придавал огромное значение развитию германского флота, не только военно-морского, но и коммерческого. Естественно, что в его поле зрения попала гамбургская компания морских перевозок и, конечно, ее главный "двигатель", Альберт Баллин. Император филосемитом не был, но это не помешало ему оценить таланты А.Баллина, как гениального администратора. Он неоднократно бывал в Гамбурге, где специально для размещения высокого гостя А.Баллин выстроил дворец-виллу.

С высокой властью А.Баллин не заигрывал, но и не прогибался под "естественные", казалось бы, требования. Так, кайзер был не против сделать А.Баллина министром промышленности при условии, что тот примет крещение. Для А.Баллина, человека абсолютно светского, религиозные догматы, иудейские ли, лютеранские, не играли никакой роли. Но от перемены веры он отказался, обмолвившись в личном разговоре, что выкрест оскорбляет память своих родителей. Суждение, вполне достойное какого-нибудь высокородного аристократа.

Вполне возможно, что подобное возвышенное отношение к вопросам религии и жизни тогдашним властителям даже импонировало. Как тут не вспомнить случай, происшедший с другим талантливым евреем, композитором Густавом Малером в соседней  Австро-Венгерской империи, Талант Малера-музыканта был настолько несомненным, что другой кандидатуры на должность главного дирижера Венской оперы не предлагалось. Одна беда. Опера была императорской, следовательно, ее главный дирижер состоял на императорской службе. Поступая на эту службу, Малер не мог, как положено, присягнуть на Библии, потому и доступ к заветной должности ему был закрыт. Малер крестился и стал дирижером. Вскоре после этого император посетил оперный театр. Увидев Малера за дирижерским пультом, удивился. "Ваше величество" - разъяснили ему, - "Малер теперь католик". "Ну и зря" - был ответ.

Постер компании Hamburg - AmerikaВ 1891 году Альберт Баллин придумал новый вид отдыха - морские круизы. Собственно говоря, эта придумка возникла, как  решение важной логистической проблемы. Северная Атлантика зимой - место неуютное: холод, дождь, шторма, огромные волны. Поэтому число пассажиров, желавших добраться до Америки, в зимние месяцы резко сокращалось. Чтобы не простаивали суда и экипажи, им следовало найти новую работу.

Когда А.Баллин в 1890 году впервые предложил идею о круизных рейсах, все подумали, что он выжил из ума. В то время человек поднимался на борт парохода или (не дай Бог!) парусного судна по жестокой необходимости попасть, скажем, из Европы в Америку. А.Баллин первый увидел, что существует большое число богатых людей, готовых заплатить за новое развлечение, и дал им это развлечение. Круизные корабли не только оснащались мощными машинами и наилучшими навигационными приборами. Они также поражали пассажиров роскошью убранства и множеством приятных мелочей, без которых суровые моряки, конечно, могли бы обойтись. Первый в мире круиз по Средиземному морю состоялся в январе 1891 года и продолжался 57 дней. На пароходе "Августа Виктория", спроектированном, как роскошный плавучий отель, не было ни одного свободного места!

В 1899 году А.Баллин стал генеральным директором компании HAPAG. Во многом благодаря его стараниям, "Hamburg Amerika" превратилась в крупнейшую в мире компанию, занятую морскими перевозками. В ее распоряжении было 58 собственных пароходов и 113 зафрахтованных. Германия стала "царицей морей", потеснив на этом престоле Великобританию. И все благодаря мирным грузовым и пассажирским судам, а совсем не дредноутам!

Впрочем, производство броненосцев также наращивалось в Германии быстрыми темпами. В первую очередь, в пику Великобритании. Уютная и славно устроенная Bell Epoque (Прекрасная эпоха) не снижая скорости мчалась к своему концу, к Первой мировой войне.

Баллин был одним из немногих промышленников, который считал нужным приостановить эту гибельную гонку. Будучи знакомым как с кайзером, так и с английскими парламентариями и членами правительства, он пытался доказать обеим сторонам абсолютную ненужность грядущей войны. Но его не слышали и не слушали. Например, Вильгельм II, узнав об антивоенной позиции  А.Баллина, навсегда потерял к нему интерес.

Корабль "Императрица Августа-Виктория"Известие о начале войны Альберт Баллин воспринял как сообщение о начале катастрофы. Больше половины судов компании находились в плавании и были конфискованы англичанами и французами в зарубежных портах. Британские корабли блокировали морские пути. В результате длительной войны Германия оказалась на разоренной и была на пороге революции. Видя, что ему не под силу продолжать дело своей жизни,  А.Баллин принял роковое решение. Как командующий, проигравший главную битву.

Впрочем, компания "Hamburg Amerika" осталась на плаву после поражения Германии. И даже выиграла от этого поражения. По условиям Версальского договора стране было запрещено строить военные корабли, но на строительство  пассажирских лайнеров запрета никто не накладывал. В 1922 году на воду был спущен первый из трех таких кораблей, который назвали  «Альберт Баллин».  На этом корабле фактически не было третьего класса в том виде, как изображен он, например, в фильме «Титаник». Пассажиры пользовались большинством удобств практически в равной мере. На корабле был огромный ресторан и широченные пассажирские палубы – хоть в футбол играй, и кинотеатр, и  концертный зал с роялем.

"Альберт Баллин" был одним из первых в мире турбоходов. Ходовой винт вращала могучая паровая турбина.  Поэтому корабль  развивал скорость до 18 узлов и расстояние от Европы до Америки преодолевал за 10 суток. Среди других технических новшеств судна была система  пассивного успокоения качки. По этой причине пассажиров немецких кораблей меньше  донимала морская болезнь.

Корабль оставался на уровне технического прогресса, поскольку едва ли не ежегодно на нем проводились  обновляющие ремонты. Увеличивалась мощность турбин, совершенствовалась радиосвязь,  повышалась комфортность.

В 1935 году среди прочего кораблю сменили имя. Альберт Баллин, патриот Германии, немало сделавший для славы родины и не пожелавший пережить ее поражения, не вписывался в нацистскую идеологическую доктрину. Так что корабль стал называться «Hansa».

В марте 1945 года  «Hansa» подорвалась на мине и затонула недалеко от берега на небольшой глубине. В 1950-х годах судно подняли, отремонтировали, снабдили новой мебелью  и в 1955 году в счет репараций передали СССР. Новым портом приписки корабля стал Владивосток. Лайнер в очередной раз поменял имя и стал называться "Советский Союз".

С лайнером этим связана история другого замечательного человека, Славы Курилова.



Статья опубликована на сайте Школа жизни

Статья опубликована на сайте Школа жизни




Полезные ссылки:

  1. "Эра Баллина" в истории компании HAPAG
  2. Альберт Баллин. Знаменитый человек Гамбурга.
  3. Пассажирский лайнер "Маджестик", бывший "Бисмарк"
  4. Немецкая эмиграция в США
  5. Баллинштадт в Гамбурге. Городок эмигрантов.
  6. Жизнь и деятельность А.Баллина. Ч.1
  7. Жизнь и деятельность А.Баллина. Ч.2
  8. Немецкие круизные суда на старых почтовых открытках. Ч.1

  9. Немецкие круизные суда на старых почтовых открытках. Ч.2
  10. История круизов
  11. Жизнь евреев в Гамбурге
  12. Четыре жизни "Советского Союза". Часть 1
  13. Четыре жизни "Советского Союза". Часть 2
  14. Четыре жизни "Советского Союза". Часть 3
  15. Четыре жизни "Советского Союза". Часть 4
  16. Легенды и правда "Советского Союза"
  17. Peter Pulzer. Jews and the German state :‎ the political history of a minority, 1848-1933 -  Oxford, UK : Blackwell, 1992

Buy for 10 tokens
Я, Томочка, атеист. Ни в каких богов не верю. И в буддизм с его вечным кружением душ тоже. Но, если переселение душ все же существует, то Варя в одном из своих прошлых воплощений была королевой. Это точно. Ты с Варей была знакома? Ну, конечно, я когда-то тебя к ней в гости привел. И помню, что…

  • 1

Кто придумал морские круизы? - Альберт Баллин

User o_p_f referenced to your post from Кто придумал морские круизы? - Альберт Баллин saying: [...] Оригинал взят у в Кто придумал морские круизы? - Альберт Баллин [...]

  • 1